Картина «Дама с единорогом» Рафаэля Санти: описание, история

Картина «Дама с единорогом», автор которой Рафаэль Санти, демонстрирует один из самых притягательных и загадочных шедевров гения. Она впервые была упомянута в 1652 году в коллекции Galleria Borghese в Риме.

Флорентийский период молодого Рафаэля

Пройдя обучение у Перуджино и наработав свой стиль, юный Рафаэль отправляется во Флоренцию, где предположительно в 1504 году появляется в мастерской великого Леонардо и видит портрет Моны Лизы. Эта работа производит на юного живописца огромное впечатление. Он тщательно изучает технические приемы опытного мастера, делает зарисовки с картин Леонардо и с еще большим упорством начинает работать над своей техникой. Во Флоренции в 1506–1507 гг. была создана картина «Дама с единорогом». Рафаэль Санти и предположить не мог, что через несколько столетий она вызовет дискуссии и споры, сколько изменений с ней произойдет, прежде чем она откроется всем в своем первоначальном варианте. Исследователи предполагают, что портрет создан с натуры. Спустя два года, уже закончив картину «Дама с единорогом», Рафаэль навсегда переедет в Рим.

Утонченный стиль юного живописца

Всего 36 лет было отведено «божественному Санцио», как звали его современники, для превращения из даровитого ребенка в истинное дитя Возрождения, который обладал даром художника, мастера монументальных росписей, и архитектора. Его стиль покоряет ясностью, уравновешенностью и чистотой.

Картина «Дама с единорогом» Рафаэля: описание

На полотне мы видим портрет неизвестной красавицы. Композиция создана явно под влиянием Леонардо.
Юная дама с единорогом сидит на лоджии, которую обрамляют с двух сторон, как и произведение его великого предшественника, две колонны. Ее руки, также как и руки «Джоконды», сложены полукольцом. Она также слегка уводит свой взгляд в сторону. Но она нам ничего не сообщает, как это делает «Мона Лиза». Если Леонардо изобразил молодую мать семейства, то Рафаэль в картине «Дама с единорогом» создал пленительный, чистый и невинный образ юной девушки, на коленях которой сидит маленький единорог.

По поверьям того времени, он может быть приручен только девушкой, сохранившей свое целомудрие.

Мы продолжаем описание картины Рафаэля Санти «Дама с единорогом». Аккуратно убранная головка с золотистыми волосами украшена маленькой диадемой, которая, возможно, связывает волосы сзади. Дева изображена на фоне ясного чистого неба, где вдали виднеются невысокие голубеющие холмы Тосканы, в которых нет таинственности. Платье с низким вырезом и пышными съемными рукавами, украшение из золотой цепи с рубином и жемчужиной, которая имеет форму капли, показывают, что это состоятельная элегантная благородная дама. Есть только одна странность, которую замечают все: на пальцах неизвестной нет ни одного кольца.

Этот женский образ полностью гармоничен и целен. Он написан на переходах чистых и светлых тонов.

Изящество и утонченность, а также таинственность души этой юной незнакомки – две главных тайны, которые скрывает портрет. Это один из идеалов красоты женщины начала XVI столетия.

Кого считали автором?

История портрета уникальна. Ее авторство приписывали Перуджино, Гирландайо и еще многим другим живописцам, а Вазари не давал описания этого произведения. Д. Канталамессо впервые приступил к исследованиям в 1916 году. Он был первым, кто засомневался в авторстве картины «Дама с единорогом». Очень внимательно к ее атрибуции подошли в тридцатые и сороковые годы прошлого века. Она была исследована рентгеновскими лучами. С 1935 года началась реставрация. На картине до этого все видели святую Екатерину Александрийскую, на плечи которой был наброшен плащ. Даже руки она держала иначе.

Очень помог рисунок из Лувра, где мы видим первоначальную стадию создания портрета.

Метаморфозы святой Екатерины

Рентген выявил несколько слоев позднейших дописок, а также то, что первоначально на руках модели сидела маленькая собачка (символ верности супругов), которую сам автор заменил единорогом. Это узнали в 1959 году, когда еще раз исследовали произведение и выяснили, что в ходе позднейших доработок живописец сам изменил смысл картины от преданности до чистоты. Картина была сильно повреждена. Реставраторы, осторожно снимая слой за слоем, вернули шедевру первоначальный вид.

Сейчас предполагают, что картина прошла несколько этапов работы:

  • Модель, державшая собачку, была менее юной, и Рафаэль написал только озерный пейзаж, небо и фигуру на его фоне.
  • Положение рук, рукава, собачку, колонны дописывал другой художник. Возможно, он был близок к школе Леонардо.
  • Спустя несколько десятков лет собачка стала единорогом, что потребовало переписать руки.
  • Через столетие неизвестный художник превратил этот образ в святую Екатерину.

Выяснить, кто послужил моделью, до сих пор не удалось. Это загадка портрета.

Выставка одной картины

Жемчужину Ренессанса «Дама с единорогом» (картина Рафаэля) музей Пушкина выставил в экспозицию в 2011 году. Картина была привезена в Россию в ознаменование года культуры Италии и ее языка в нашей стране. Произведение крайне редко покидает родину.

Р. Водре, глава музеев Рима, сообщила, что подготовка картины к путешествию в Российскую Федерацию шла три месяца. Первоначально создали полностью герметичный контейнер. Именно в нем должен сохраниться необходимый для полотна микроклимат. После этого изготовили наружный деревянный ящик, в который поместили контейнер, который не может передвинуться ни на один миллиметр. В аэропорт Рима контейнер привезли на специальном автомобиле и потом поместили на правительственный самолет для доставки в Москву.

В музее Пушкина обеспечили сохранность шедевра, поместив его под пуленепробиваемое стекло.

Опыт моновыставок в Пушкинском музее уже имеется, так как в него в 70-х годах привозили «Джоконду». На просмотр шедевра зрителю отводилось сорок пять минут. Очереди, конечно, неизбежны, но любители искусства дождались встречи с полотном Рафаэля Санти.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
CSNK.RU <Специальная военная операция>