История витража в России и мире. Искусство изготовления витражей

Само слово «витраж» переводится с латинского как «стекло». Он считается одним из самых утонченных и особенных видов искусства, богатого своей историей и техниками исполнения. Краткая история возникновения витража будет поведана читателю в статье.

Предпосылки возникновения витражей

Учителя, рассказывая историю витража для детей на уроках, начинают с первопричин его возникновения. Появление первых цивилизаций связано со множеством открытий. Именно тогда и начали добывать стекло. Со временем научились делать его цветным и использовать для украшения различных объектов. В каждой культуре были свои особенности применения такого стекла:

  • Шумеры украшали крыши своих храмов.
  • Египтяне наматывали стекло спиралью и делали из него цветные сосуды.
  • Римляне и греки были специалистами по изготовлению античных ваз и кубков с декоративной резьбой и множеством украшений.

Все эти открытия датируются началом второго тысячелетия до нашей эры. Только спустя еще тысячу лет сирийцы научились выдувать стекло, чем и дали начало истории развития витража.

Появление первых витражей

В истории появление витража не ознаменовано точной датой. Но известно, что в христианской эпохе впервые стали использовать цветное стекло для изготовления нехитрых картинок. Его с помощью замазки крепили на доски или украшали окна. А с появлением первых храмов свое развитие получили византийские витражи. Хвалебные стихи и описания композиций из стекла были популярны у поэтов четвертого-пятого века. В те времена витражам придавали божественное значение, а проходящий через них свет сопоставлялся со святым духом.

История развития

К сожалению, до нашей эпохи так и не дошли витражи старше десятого века в целом состоянии. О них можно судить по оставшимся осколкам и записям поэтов. Зато в дальнейшем данный вид искусства получил широкое развитие и распространился по всем странам. Рассмотрим подробнее историю происхождения витражей, перемену стилей и техники в каждой эпохе.

Романские витражи

История появления витражей рассказывает, что романские возникли в одиннадцатом веке и были актуальны еще целое столетие. Именно они стали первыми классическими витражами, в которых картинка складывалась из кусочков цветного стекла и профиля из металла.

Особенности романских витражей:

  • позволить их себе могли не все из-за высокой стоимости, так как техника плавления и выдувания стекла была очень сложной и трудоемкой;
  • появились отдельные мастера по заготовкам тонких листков стекла и специалисты по непосредственному составлению картин, что повысило качество романских витражей;
  • для изготовления одной панели уходило более сотни различных кусочков, каждый из которых имел свою форму и цвет;
  • витражам этой эпохи характерны такие дефекты, как наличие пузырьков, неровностей, потертостей, но это вовсе не портит их вид, а делает их особенными и по-своему прелестными.

Техника изготовления романских витражей:

  • для начала мастер брал деревянную поверхность и на ней намечал рисунок своего будущего шедевра;
  • затем к каждому элементу картины подбирались стеклышки (по форме и размеру);
  • на нужные осколки наносили росписи натуральной краской, после их обжигали в печи для закрепления рисунка;
  • составление мозаики в целое изображение происходило с помощью узеньких переплетов из свинца;
  • так как окна в те времена были больших размеров (около шести метров), то для большей прочности и устойчивости одну крупную композицию составляли из нескольких панелей поменьше.

Шедевры Романской эпохи:

  • голова Христа из Вейссембургского аббатства Эльзаса;
  • композиция из четырех ветхозаветных пророков в Аугсбургском соборе;
  • «Вознесение Христа» в Аугсбургском соборе;
  • «Распятие и Воскресение» на соборных окнах в Пуатье;
  • три витража Святой троицы в соборе в Шартре.

Готические витражи

История витражей (готических) берет свое начало в 1144 году. Аббат Сергий во время постройки церкви в Сен-Дени заполнил окна несколькими вертикальными медальонами. Главным отличием от романского стиля в данной композиции было то, что в каждом медальоне раскрывался важный момент истории.

Особенности готических витражей:

  • в соборах стали увеличивать количество окон для их оформления в готическом стиле;
  • такая архитектура быстро завоевала популярность и получила свое развитие в Англии и Франции;
  • витражи прошлого времени придавали храму мрачность, ассоциирующуюся со злом, и в то же время великую духовность, заключенную в большом количестве света; такое соотношение стало идеальным и несло в себе мистическое значение;
  • со временем насыщенные цвета красного и синего постепенно заменили более светлыми, чтобы внутрь проходило как можно больше лучей;
  • поменялись и типажи оконных проемов;
  • во Франции изобрели новую технику осветления – гризайль, суть которой заключался в том, что легкие, лучистые витражи помещались в темных громоздких помещениях, впуская в них освещение; со временем количество техник данного стиля стало еще больше.

Самые знаменитые витражи, выполненные в классическом готическом стиле, находятся в соборе в Шартре. Именно в нем легко отследить гармонию между величественными окнами, мрачной архитектурой и внутренней концепцией помещения. Поток большого количества лучей в темноту и мрак дает потрясающий и завораживающий эффект — в этом и есть вся прелесть готики. Также в данном соборе появилась своя особенность, которая в дальнейшем распространилась по всему миру – это окна по схеме латинского креста. В них представлена жизнь Богородицы. А в окнах-розетках изображены Христос и Дева Мария.

Витражи эпохи Ренессанса

Новую волну в культуре, в том числе и архитектурной, спровоцировали такие ужасные события, как война и эпидемия чумы. Уже к пятнадцатому веку люди перестали ставить церковь на первое место и перешли к светскому образу жизни. Это очень повлияло на дальнейшее развитие витражей.

Особенности витражей эпохи Ренессанса:

  • появилось множество более совершенных техник работы со стеклом;
  • было совершенно изобретение серебреной протравы, что значительно повысило уровень создаваемых картин;
  • цвета стали наносить непосредственно на стекло, это позволило получить множество необычных оттенков;
  • изображения выглядят более объемными и яркими;
  • Франция и Италия являются главными центрами по изготовлению витражей;
  • в моду вошли медальоны, не более тридцати сантиметров, они стали символами данной эпохи.

Примеры Ренессанских витражей:

  • окна Флорентийского собора, созданные итальянскими мастерами;
  • окна монастыря в Кенигсфельдене;
  • витражи в часовни Бессерер в Ульм Минстере.

Витражи Высокого Ренессанса

До шестнадцатого века мастера изготавливали витражи по классической схеме, пока не появились такие мастера, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Именно они оказали большое влияние на мировую культуру, в том числе и на историю искусства витража в России.

Особенности витражей Высокого Ренессанса:

  • так как большинство мастеров по витражам были итальянцами, то они и стали авторами новых веяний;
  • искусство данной эпохи сочетало в себе реализм, элементы европейского декорирования и громоздких форм;
  • получила развитие новая техника обработки стекла, сделала его более прозрачным и чистым;
  • помимо серебряной, изобрели и красную протравку;
  • мастера стали отдавать предпочтение цветовому решению, а не искажению форм и чувственности изображения;
  • проемы в окнах расширились еще больше и достигали гигантских размеров.

Пример витражей эпохи Высокого Ренессанса:

  • «Дерево Иессея» в Бове;
  • огромные окна Брюссельского собора;
  • «Изгнание Илиодора из храма» в соборе в Гоуде.

Шестнадцатый век считается последним в расцвете витражей в Средневековье. Далее технологии изготовления стекол и составление картин стали очень быстро прогрессировать. Двадцатый век оказал большое влияние на методы витражного проектирования.

История возникновения витража в России

Российских витражей не существовало вплоть до девятнадцатого века. Только обеспеченные люди могли наслаждаться привезенными из-за границы шедеврами. Все дело в том, что отечественные храмы и соборы не предусматривали витражей, да и культура в целом не нуждалась в таком виде искусства. Появились они и сразу же завоевали популярность благодаря работам европейских мастеров.

История витража в России:

  • XVII век – первое появление витражей;
  • XVIII век – застой в развитии из-за нерентабельности;
  • начало XIX века – постепенное проникновения картин, сделанных из цветного стекла, в русскую культуру;
  • середина XIX века – активное использование витражей; император и другие состоятельные люди переняли европейскую моду и стали применять их для украшения своих поместий; затем витражи появились и в церквях;
  • конец XIX века — построили множество мастерских по художественному мастерству, а также классы живописи и училища;
  • первая половина XX века – витражное искусство пошло на спад из-за угасания модерна, а в дальнейшем из-за начала Второй мировой войны;
  • середина XX века – возрождение витражей советской культурой, появились уникальные произведения, отличающиеся от прежних картин своей оригинальностью и неоднозначностью.

Знаменитые русские витражи:

  • украшение витражами церкви Святого Александра Невского;
  • часовня в Царском селе;
  • Российское географическое общество в Санкт–Петербурге;
  • «Вознесение Христа» в Исаакиевском соборе.

Витраж: история и современность

Подробно рассмотрев историческую сторону развития видов витражей в разные эпохи, хотелось б обратиться к современному искусству. Витражи нашего времени существуют для того, чтобы придать помещению стиль и особый шик. Множество техник изготовления стекла, развитие дизайна и моды стали ключевыми моментами появления новых видов данного искусства.

Современные виды витражей:

  • Пескоструйный витраж – композиция стекол, выполненная в пескоструйной технике и связанная одной общей тематикой. Составляется на целой поверхности, чаще всего в одном цвете.
  • Мозаичный витраж – состоит из частичек примерно одного размера, напоминающих мозаику. Может быть фоном или основным изображением.
  • Наборный витраж – рисунок, созданный из отдельных кусочков стекла нужной формы и цвета, обычно без всяких дополнений.
  • Фьюзинг – стекла, из которых собрана композиция, спекаются между собой в задуманном положении. Еще к этому виду относят впекание отдельных инородных элементов в готовое изображение.
  • Заливной витраж – состоит из стекла с нанесенным на него контуром задуманного изображения. Каждая деталь заливается специальными красками или лаком.
  • Травленый витраж – совокупность стекол, изготовленных с помощью техники травления и связанных между собой единым смыслом.
  • Паечный витраж – составляется из цветных стекол, закрепленных в свинцовую оправу и запаянных в стыках. Самая древняя техника, дошедшая еще из Средневековья.
  • Фацетные витражи – при их сборке используют стекла, с которых предварительно сняли фацет. Еще один вариант – это применение шлифованных и отполированных стекол.
  • Комбинированные витражи – композиции, одновременно включающие в себя несколько видов витражей. Такой прием помогает добиться потрясающих результатов, составить поистине оригинальные шедевры.

Витраж Тиффани

Льюис Тиффани стал основателем собственного стиля и техники создания витражей, ставшими популярными по всему миру. Он очень долго работал над подбором материалов, а самое главное — над способами закрепления стекла, так как средневековые методы его совсем не устраивали. То, что получилось по итогу этих трудов, полностью затмило паечный витраж. Так чем же отличается данная техника от других и почему в истории витражи Тиффани считаются одними из самых престижных, рассмотрим подробнее.

Особенности стиля Тиффани:

  • Цвет. Яркость всегда была очень важным критерием для Льюиса Тиффани при работе с витражами. Он пытался добиться как можно большей насыщенности и оригинальности в используемой цветовой гамме. Иногда мастер смешивал тона, а иногда клал одно (или даже несколько) стекло сверху другого.
  • Материал. Качество – вот что является обязательным отличительным знаком данных витражей. Перед началом составления витражей стекла всегда проходили строгую проверку, они должны быть без малейших дефектов и одинаковой фактуры.
  • Реалистичность. Работы мастера были настолько совершенными, сложными, полными деталей и красок, что их нередко сравнивали с живописью.
  • Технология. Соединение стекол между собой происходило посредством медной ленты. Так как она была шире, чем само стекло, то ленту загибали по краю, под углом девяносто градусов. Готовые элементы соединяли между собой оловом и наносили патину.
  • Высокая стоимость. Такие работы очень дорогие, и найти их можно только в частных коллекциях, английских и американских соборах и музеях.
  • Незадолго до смерти Льюиса (1933 год) его фирма закрылась, но до сих пор техника Тиффани считается одной из лучших, а работы – шедеврами искусства.

    Источник

    Поделиться с друзьями
    admin
    Оцените автора
    ( Пока оценок нет )
    CSNK.RU <Специальная военная операция>