Картины Александра Андреевича Иванова, факты биографии

Художник Александр Андреевич Иванов известен своими картинами на библейские и античные темы. Он работал в академическом художественном стиле, а его полотна поражают своей реалистичностью и композицией. О картинах Александра Андреевича Иванова, его биографии и необычных фактах в ней будет рассказано в этой статье.

Биография

Александр Андреевич Иванов родился в 1806 году. Его отец был профессором живописи и трудился в Императорской Академии художеств. Уже в одиннадцатилетнем возрасте Александр поступает в академию как «посторонний» ученик. Он обучался при поддержке и под присмотром своего отца, а также Общества поощрения художников.

В 1824 году за одну из своих картин Александр Андреевич Иванов получает малую золотую медаль, а спустя три года и большую медаль академии. Видя способности художника, общество попечителей решает отправить его за границу для развития и усовершенствования таланта. Однако перед этим ему было заказано написание картины на античную тему, которую он закончил в 1830 году. Это полотно под названием «Иосиф, толкующий сны».

Путешествие в Европу

Александр Иванов отправился в Европу, сначала в Германию, где на некоторое время он остановился в Дрездене, а затем поехал в Рим. По приезде в Италию художник практически сразу начинает работать и развивать свой талант. В первую очередь Иванов скопировал фреску Микеланджело Буанаротти «Сотворение человека», расположенную в Сикстинской капелле. Также он совершенствовал свое мастерство в написании Библейских сюжетов и изучал Евангелие и Новый Завет.

Как рассказывал сам мастер, именно в период его нахождения в Италии у него появилась идея создать масштабное полотно о появлении в миру Иисуса Христа. В 1834-1835 годы он пишет картину «Явление воскресшего Иисуса Христа Марии Магдалине». После окончания работы над ней публика Рима очень высоко оценила результат.

В 1836 году полотно было отправлено в Санкт-Петербург, где после восторженных отзывов критиков и публики художник был удостоен звания академика живописи. Эта работа стала своеобразной подготовкой к написанию масштабного полотна, посвященного Иисусу.

Главное творение

Воодушевившись успехом, художник берется за написание новой работы – картины «Явление Христа народу». Мастер начал писать ее в 1837 году, а закончил лишь спустя 20 лет. Художник работал над картиной в Италии, где попутно развивал свое мастерство, изучая работы художников эпохи Возрождения и набивая руку на их копировании.

Во время работы над картиной Александр Андреевич Иванов написал с натуры более 600 этюдов. Это была не только масштабная, но и очень кропотливая работа. Сам художник называл сюжет полотна «всемирным». Полотно имеет глубокий смысл, помимо самого появления Спасителя перед народом, в ней присутствует особый символизм, который показывает человечество во время такого важного момента.

В центре располагается Иоанн Креститель, который совершает обряд крещения в Иордане, а также указывает всем на приближающегося Христа. Рядом с Крестителем изображены несколько апостолов: Петр, Андрей Первозванный, юный Иоанн Богослов, а также Нафанаил, которого называют сомневающимся.

На переднем плане можно увидеть старцев и юношей, что в символизме живописи обозначает непрекращающуюся жизнь. В ближайшей к Христу фигуре можно уловить схожесть с портретом Н. В. Гоголя. А. Иванов создаст его отдельный вариант в 1841 году.

Интересный факт, что в страннике с посохом, который расположен на полотне неподалеку от Иоанна, можно узнать черты самого художника. Несмотря на то что картина имеет насыщенную многофигурность, в целом она идеально сбалансирована. Помимо прекрасно прорисованных лиц и фигур персонажей, работа имеет прекрасную цветовую палитру и реализм.

Судьба полотна

После завершения работы над картиной художник в 1858 году решается отправить ее в Санкт-Петербург на строгий суд критиков и любителей живописи. Он также решает ехать в столицу, и после доставки картины ее выставляют в одном из демонстрационных залов Академии художеств. Сама выставка произвела серьезное впечатление на зрителей и вызвала массу положительных и восхищенных отзывов.

Спустя месяц после прибытия в Санкт-Петербург художник умер. Через несколько часов после известия о его смерти император Александр II приобрел полотно за 15 тыс. рублей, что являлось весьма внушительной суммой в то время. После покупки он передал картину в дар Румянцевскому музею, однако через некоторое время она была перемещена из Северной столицы в Москву и расположилась в доме Пашкова. Музей был вынужден построить отдельный зал для демонстрации полотна.

В настоящее время эта картина Александра Андреевича Иванова находится в Третьяковской галерее, этюды и эскизы к ней располагаются там же, а также и в Государственном Русском музее.

Причина неизвестна

Как говорилось ранее, А. А. Иванов создал портрет великого русского писателя Н. В. Гоголя. Однако по неизвестным причинам портрет Гоголю не понравился. О них он также умалчивает в переписке со своим другом Погодиным. Скорее всего, мы так и не узнаем об истинных причинах недолюбливания своего портрета великим литератором.

Известно, что художник создал два портрета писателя, один практически идентичный другому, лишь с незначительной разницей. В настоящее время один из них находится в Третьяковской галерее, а другой — в Русском музее. Портрет отличается реализмом и естественностью, при этом он лишен какой-либо торжественности. Он как бы показывает настоящего Гоголя, а не праздничную картинку.

За свою жизнь А. А. Иванов создал огромное количество работ, которые высоко ценятся не только в России, но и в остальном культурном мире. Его не раз называли современным Рафаэлем или Микеланджело. Можно точно утверждать, что это был один из величайших мастеров своего времени, которому удалось оставить след в культурном и художественном мире.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
CSNK.RU <Специальная военная операция>
Добавить комментарий