И. К. Айвазовский: биография и творчество, интересные факты

Часто Айвазовского любят называть баловнем судьбы. Это неудивительно — популярность пришла к нему еще в молодости и оставалась с художником до последних дней жизни, а его картины всегда очень тепло принимались публикой. Айвазовский в числе тех художников, о которых знают даже люди, далекие от изобразительного искусства, и творчество которых нравится абсолютному большинству. Такому успеху Айвазовский обязан, конечно, своему уникальному таланту: его часто величают «певцом моря». Действительно, художник всю свою жизнь и все творчество свое посвятил этой стихии, в бесконечном ряде полотен каждый раз по-новому открывая ее. Ниже представлен рассказ, относительно краткий, о биографии и творчестве Айвазовского, интересные факты и особенности исполнения, сформировавшие уникальный стиль мариниста.

Биография. Детство

Ованес Айвазян — таково настоящее имя художника — родился 17 (29) июля 1817 года в древнем крымском городе Феодосии в семье обедневшего купца Геворка (Константина) Айвазяна. Геворк писал свою фамилию на польский манер — Гайвазовский. Семья их едва сводила концы с концами, и Ованес, младший сын, уже с десяти лет начал подрабатывать.

Талант мальчика проявился очень рано. Дом Айвазянов стоял на окраине города, на возвышенности, откуда открывался необыкновенный вид на море. Восприимчивость будущего художника позволила ему вобрать в себя всю красоту бескрайней морской стихии, чтобы позже воплотить ее в своих бессмертных полотнах.

Но и тогда Ованес уже рисовал. Благодаря счастливому случаю, коими изобилуют биография и творчество Айвазовского (которому при жизни неизменно сопутствовал лишь успех), его рисунки заметил градоначальник Казначеев. Он высоко оценил способности мальчика и принял горячее участие в его судьбе. Казначеев подарил ему краски и бумагу для рисования и обучал у городского архитектора, затем отправил в Симферополь в гимназию. Там, в Симферополе, талант Айвазяна тоже был замечен, и было решено хлопотать о его зачислении в петербургскую Академию художеств.

Президентом Академии в те годы был Оленин, известный покровитель искусств, много сделавший для русской культуры. Разглядев в Айвазяне необыкновенное дарование, он и принимает решение об определении 13-летнего мальчика в Академию.

Учеба в Академии художеств

В Академии Ованес Айвазян (он изменит это имя на «Иван Айвазовский» несколько позже, в 1841 году) попал в пейзажный класс к М. Н.Воробьеву, одному из известнейших живописцев начала XIX века. Воробьев прославился не только своими картинами, но и в немалой мере целой плеядой знаменитых художников, которых он воспитал (и Айвазовский — в их числе). Воробьев сразу заметил склонность своего ученика к морю, и потом всячески поддерживал и развивал ее. Он сам был одним из лучших пейзажистов своего времени, и Айвазовский воспринял и усвоил многое из его индивидуальных черт мастерства. Это хорошо чувствуется в картине «Берег моря ночью. У маяка» (1837).

Во время учебы в Академии Айвазовский также активно знакомится с произведениями искусства, собранными в Эрмитаже и частных коллекциях. Тогда же он участвует в Академической выставке с двумя полотнами: «Этюд воздуха над морем», его первая картина, и «Вид на взморье в окрестностях Петербурга».

Поездка в Крым

Весной 1838 года Айвазовский, по решению совета Академии, отправляется на два года в Крым для совершенствования своего мастерства. Естественно, художник выбирает местом своего пребывания Феодосию, город, в котором прошло его детство. Там он много пишет с натуры: создает эскизы, небольшие этюды.

Там же Айвазовский написал свое первое крупное полотно с натуры: «Ялта» (1838). В этой картине заметно влияние другого известного русского пейзажиста, Сильвестра Щедрина, однако именно в Крыму начинает оформляться оригинальный стиль художника. Это более заметно в картине «Старая Феодосия» (1839). В полотнах, созданных на крымском побережье, художник стремится создать образ конкретного места, запечатлеть уникальные, характерные черты места.

В 1839 году Айвазовский по приглашению Раевского отправляется в военно-морской поход к берегам Кавказа. По впечатлениям, оставленным с той поездки, позже он напишет «Десант Н. Н.Раевского у Субаши» (1839).

В 1840 году Айвазовский возвращается в Петербург, где официально заканчивает обучение и ему присваивают звание художника.

Италия

Летом 1840 года Айвазовский в качестве пансионера Академии в числе других едет в Рим для усовершенствования своего мастерства. Там он много путешествует, делая бесчисленное количество набросков, эскизов, позже дорабатывая их в мастерской. Здесь окончательно складывается творческий метод художника: удивительная чуткость к неуловимым оттенкам состояния стихии, способность запоминать в подробностях картинку, а потом в мастерской дорабатывать эскизы на основе увиденного. Многие полотна он создавал вовсе без эскизов с натуры, по памяти.

В Италии за три года он создает, помимо других картин, более 30 полотен крупного формата — работоспособность поистине необыкновенная. Это виды Неаполя, Венеции, Амальфи, Соренто. Но, кроме них, появляются и произведения действительно монументальные: «Сотворение мира. Хаос» — самое масштабное из всего, созданного им в Италии. Все работы художника отличает безупречная цветовая композиция, выдержанная в едином и стиле и как нельзя лучше передающая все нюансы настроения пейзажа.

Он и позже будет неоднократно возвращаться к итальянским пейзажам, создавая уже по памяти в мастерской новые полотна.

Северные моря

На родину Айвазовский возвращался художником с мировым именем. Он был удостоен звания академика, а также причислен к Главному морскому штабу. Тут же появляется объемное и сложное задание: написать все русские морские порты на Балтийском море. Так появляется большая серия картин, среди которых — виды Крондштата, Ревеля, Свеаборга. Все они сочетают в себе документальную точность в передаче деталей и одновременно поэтическую одухотворенность.

Особенно среди прочих выделяется «Ревель» (1844) — настолько прозрачный и легкий, с нежнейшими оттенками неба и воды, пейзаж представляет собой лирическое произведение, образец поэзии.

В 1845 году Айвазовский вместе с экспедицией Литке путешествовал в Турцию, Грецию и Малую Азию. Результатом этой поездки позже станут несколько видов Константинополя, берегов Турции и пролива Босфор; самая известная картина из тех мест — «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» (1846). Картины приобретают заметный романтический оттенок, во многом созвучный поэзии Пушкина о море, интересные эффекты лунного и солнечного света.

Морские сражения

Все еще будучи штатным живописцем Главного морского штаба, Айвазовский создал немало батальных картин, изображающих морские сражения русской флотилии. В них он воспел славу русского оружия и доблесть моряков. Наиболее известные полотна — это «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» (1848) и «Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года» (1848), на которых запечатлены ключевые морские сражения Российской империи.

Также Айвазовским были изображены эпизоды из Русско-турецкой войны и обороны Севастополя. В частности, несколько картин были посвящены знаменитому бригу «Меркурий», одержавшему победу в неравном бою с двумя турецкими линкорами.

В картинах сражений битва не заслоняет образ моря: они искусно сплетаются, и в батальной сцене одним из героев является море, величественное и своеобразное.

Мастерская в Феодосии

В 1846 году Айвазовский начинает постройку собственного дома и мастерской в Феодосии. После экспедиции Литке он в основном живет и работает там, наведываясь в Петербург и в Москву. С натуры он больше не пишет; работает лишь в мастерской, полагаясь на свою память. Он активно участвует в общественной деятельности, организует свои выставки, в 1847 году получает звание профессора петербургской Академии художеств.

В 1860-70-х годах наступает расцвет его творчества. Создаются картины «Море» (1864), «Черное море» (1881). Их необыкновенная сила в том, что, кроме внешней красоты, Айвазовский очень точно передал внутреннее состояние, характер и настроение моря, буквально одухотворил его. Это заметили и высоко оценили многие выдающиеся деятели искусства того времени.

Айвазовский продолжал создавать картины до конца своей жизни. Одно из последних его произведений, «Среди волн» (1898), некоторыми считается вершиной творчества художника. Лишенное каких бы то ни было деталей — обломков мачт, людей — изображение разбушевавшегося моря величественно в своей неудержимости. Действительно, это грандиозный итог творчества великого мариниста.

Скончался Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.

Особенности творчества

Многие художники так или иначе обращались к морской теме на протяжении своего творчества. Однако именно Айвазовский посвятил морю всего себя без остатка. Из сочетания этой бесконечной любви к морским просторам и способности к восприятию легчайших оттенков настроения природы выросло исключительное своеобразие его творчества.

Биография и творчество Айвазовского начинались во времена романтизма. Творчество известных русских поэтов того времени — Жуковского, Пушкина — во многом повлияло на формирование его стиля. Однако наибольшее впечатление из всех знаменитых современников на Айвазовского произвел живописец Карл Брюллов и его работы. Это отразилось позже в батальных картинах художника.

Романтизм Айвазовского заключается в том, что при всей живости картин упор делается не на реалистичность, достоверность, а на общее впечатление, на настроение пейзажа. Поэтому очень много внимания уделяется цвету: каждая картина выдержана в определенном тоне с бесконечным количеством оттенков вариаций, вместе создающих единое целое, гармонию всех элементов пейзажа. Особенное внимание Айвазовский здесь уделял взаимодействию воды и воздуха: он выписывал за один сеанс и то, и другое, благодаря чему создавалось ощущение единства пространства.

В более поздние годы он стал постепенно обращаться к реализму: в 70-х годах это лишь некоторые элементы, и романтическое направление преобладает, однако в 80-х они занимают все больше и больше места: исчезают эффектность, красочность, драматические сюжеты, на смену приходят более спокойные неброские пейзажи, тем не менее также наполненные поэзией и очарованием.

Наиболее известные картины

Практически все наиболее известные картины уже были упомянуты в ходе рассказа о биографии и творчестве Айвазовского. Для детей 10 лет и старше, может быть, стоит упомянуть и самую «растиражированную» картину художника — «Девятый вал» (1850). Драматический сюжет — рассвет на море после сильного шторма и люди, сражающиеся со стихией, — воспевает превосходство, мощь природы, и бессилие человека перед ее величием.

Личная жизнь

Рассказывая о биографии и творчестве художника Айвазовского, мы обошли стороной его личную жизнь. А женился он в 1848 году на Юлии Яковлевне Грефс. По его собственным письмам, все произошло необыкновенно быстро — «в две недели» после знакомства он женился, и в браке Юлия Яковлевна подарила ему четырех дочерей. Однако семейная жизнь не сложилась, и через некоторое время последовал развод.

В 1882 году Айвазовский женился второй раз — на вдове феодосийского коммерсанта Анне Бурназян. Несмотря на отсутствие светского образования, она обладала природным чувством такта и чуткостью, и с большим теплом заботилась о своем муже.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
CSNK.RU <Специальная военная операция>