Опера «Альцина», Большой театр: отзывы, описание, история и интересные факты

К сенсации театрального сезона 2017 года можно отнести оперу «Альцина» Генделя на Новой сцене Большого театра. Режиссер Кэти Митчелл своей постановкой дает возможность пересмотреть традиционное отношение к опере не только зрителям, но и критикам. В виде эротического триллера в реалиях нашего времени предстала перед зрителями безобидная сказочная история, написанная Генделем.

В октябре 2017 года афиши оперных театров Москвы пополнились двумя постановками. Это оперы-сказки, постановки которых осуществили в Большом театре – «Альцина» Генделя и «Гензель и Гретель» Хумпердинка в «Новой опере».

Афиша «Новой оперы»

Со слов директора «Новой оперы» Д. Сибирцева, в планах театра постановки «Гензель и Гретель» в этом сезоне не было. Но из-за того, что была отложена постановка другой планируемой в репертуаре сказки, режиссер Е. Одегова предложила включить в репертуар «Гензеля и Гретель» – оперу для детей, которая была в ее планах на ближайшее время. Эта постановка была очень популярной в дореволюционной России, но под названием «Ваня и Маша», и шла в Частной русской опере.

Одегова считает, что это очень своевременная постановка, так как это сказка-опера для детей, невзирая на то, что явление это редкое на отечественной сцене.

«Альцина» в Большом театре

«Альцина» популярностью в России не пользовалась. Первый раз её приход был из Прибалтики как гастрольный спектакль Таллинской оперы в 1985 году и Рижской оперы в 2003 году. К произведениям Генделя в советское время обращались очень редко, и «Альцина» стала третьей постановкой после поставленного в Большом театре в 1979 году «Юлия Цезаря» и в 2015 году премьеры оперы «Роделинда».

16 января 2015 года в честь 330-летия со дня рождения Генделя была представлена в концертном формате опера «Альцина» в зале Чайковского. Звезда латышской оперы Инга Кална участвовала в концертной программе. Она исполнила в роли Альцины семь очень сложных арий. Певица участвовала в концертной программе с бронхитом, но тем не менее спела все арии. И, как заметили зрители в отзывах об опере «Альцина» Генделя в Большом театре, спела лучше, чем ее коллеги без бронхита. С этой партией она завоевала мировые оперные подмостки.

Эти спектакли были знаками открытости театральной культуре Европы и желанием стать частью мирового театрального пространства, приобщиться к барочному репертуару, который уже более полувека развивается за Западе.

Из истории оперы Генделя

Немец Георг Фридрих Гендель жил много лет в Англии, писал оперы в итальянском стиле и на итальянском языке. Это признанный и самый великий композитор, живший когда-либо. Написанная в 1735 году Генделем опера «Альцина» относится к волшебным и напоминает роман-фэнтези. После ее первой постановки опера почему-то надолго исчезает из репертуаров. О ней вспоминают только в 1928 году.

В XX веке критиками выделены только две удачные ее постановки: в 1960 году опера была поставлена в театре Ла Фениче (Венеция), в 1999 году ее принимала Парижская опера. В 1978 году на фестивале в Экс-ан-Провансе «Альцина» не всеми была понята и принята. Бернар Фоккруль, художественный руководитель фестиваля, считает, что это вполне нормально, так как тут сталкиваются консерваторы и модернисты, имеющие свои взгляды на происходящее на сцене.

Партитура Генделя

В опере Генделя любовная линия показана образами воина Руджеро и его возлюбленной Брадаманты, переодевшейся в воина и отправившейся на поиски своего любимого. Ее задачей является вытянуть Руджеро в реальность из окутывающих чар Альцины. В партитуре Генделя прописаны психологические состояния и чувства героев, отражающих страсть и отчаяние в его мелодиях. Он в своем произведении использовал инструментарий, позволяющий понять и услышать в партитуре оперы большие и подлинные чувства. Кстати, опера Фридриха Генделя довольно часто ставится на различных сценах Запада и в наше время.

Совместный проект

Совместная работа над оперой Моцарта «Дон Жуан» артистов Большого театра и фестиваля в Экс-ан-Провансе началась в 2011 году. Весной 2017 года на российской сцене солистами Большого театра и Экс-ан-Прованса были осуществлены две постановки Кэти Митчелл: «Написано на коже» и «Траурная ночь». Совместным продуктом и продолжением сотрудничества этих коллективов является постановка оперы «Альцина» в Большом театре на Новой сцене.

Это третья по счету опера Генделя, премьерные спектакли которой пройдут на Новой сцене театра. Коллектив не впервые ставит эту оперу. В 2015 году на статусном фестивале в Экс-ан-Провансе Большой театр был сопродюсером её постановки.

Версия от Кэти Митчелл

В наши дни можно встретить версии спектаклей, режиссеры которых подвергают переосмыслению произведения, трактуя их исходя из нынешних реалий. Не является исключением знаменитая англичанка режиссер Кэти Митчелл, фантазии которой нет границ. Героини ее спектакля перемещены из эпохи генделевской в наш век, придав сказочной истории реальность наших дней. В результате опера получилась необычной и яркой. В России вообще очень редко ставятся оперы барокко (написанные до классики Бетховена и Моцарта), так как считается, что нет певцов, умеющих исполнять старинную музыку. Не была исключением и поставленная Кэти Митчелл опера, где главные партии пели приглашенные оперные певцы.

Премьера «Альцины» в Большом театре состоялась 18 октября 2017 года, и еще четыре спектакля в течение октября также были премьерными и прошли на Новой сцене ГАБТ. Все это время москвичи и гости столицы были под чарами «Альцины».

Партитура Кэти Митчелл

Если в течение 400 лет зритель видел оперу «Альцина» в формате видения ее мужчиной, то Кэти Митчелл нашла свою партитуру, акцентируя внимание на феминистическом ядре сюжета. Рассказанная ею история в опере «Альцина» в Большом театре – это хитроумные ходы и добротная постановка. Партитура спектакля просто виртуозна. Это превращение безобидной барочной оперы Генделя в эротический спектакль, где главная героиня Альцина большинство арий поет в постели.

Постановка Кэти Митчелл – это отражение человеческой сущности, естественность человеческих реакций и инстинктов. Доктрина спектакля – иллюзия молодости. Альцина никогда не знала любви и имела только сексуальный опыт. Она влюбляется впервые за многие столетия своего существования. Митчелл показала в своей барочной опере отношение женщины к любви, сексу и возрасту.

Кинематографический спектакль

Перед зрителем на сцене театра, представляющей два этажа, происходит все волшебство оперы в реальном времени. Старая уродливая волшебница Альцина и ее сестра Моргана живут на своеобразном острове, который превращается в наши дни в номер люкс, окруженный серыми не освещенными коморками – изнанкой роскоши. Именно в них проходит реальная жизнь Альцины и Морганы (нижний этаж сцены).

По версии Митчелл, в опере, созданной по рыцарской поэме «Неистовый Роланд», написанной в XVI веке, нет замков и рыцарей, но есть люди с автоматами и в камуфляже, есть огромная кровать в центре сцены, где разыгрываются эротические сцены с хлыстами и веревками. Именно здесь Альцина превращает в сексуальных рабов всех, кто переступает их владения. Есть среди них любви надоевшие, их превращают в чучела животных в своеобразной лаборатории, что находится на втором этаже сцены – чердаке. В отзывах об «Альцине» в Большом театре зрители отметили необычность декораций спектакля и схожесть его с кинематографической лентой, когда можно одновременно наблюдать несколько действий.

Интересные находки спектакля

Интересной находкой Кэти Митчелл в ее постановке является своеобразный дубляж артистов. На самом деле роли Альцины и Морганы играют две оперные певицы и две драматические актрисы. Благодаря этому Альцина и ее сестра Моргана в мгновение ока из роскошных красавиц превращаются в старух, пересекая стену своих коморок, и наоборот, возвращаясь на центральную сцену, становятся завидными красавицами. Это мгновенное перевоплощение понравилось зрителям, о чем они писали в своих отзывах об «Альцине» в Большом театре.

Большая заслуга в создании декораций и костюмов в спектакле принадлежит сценографу Хлое Лэмфорд, художнику по костюмам Лоре Хопкинс.

Состав певцов и музыкантов

Уникальный знаток барочной музыки Средневековья итальянский дирижер Андреа Маркон работал в Большом театре со смешанным составом. Это были штатные театральные музыканты и приглашенные исполнители на таких старинных инструментах, как барочные духовые и группа континуо. Имея ограниченное время для подготовки спектакля, Маркон все-таки добился понимания музыки теми музыкантами, которые на ней не специализируются. Чтобы владеть навыками игры, необходимо этой музыкой заниматься не от случая к случаю, а систематически.

Маркон объяснял, что барокко имеет практически ту же свободу для солиста, что и джаз. В барочной опере слово и текст арий первичны, инструментальное сопровождение вторично. Именно поэтому не все обоснованные требования дирижера удалось реализовать. Причиной служило ограничение голосовых возможностей солистов.

В постановке приняли участие приглашенные западные певцы, владеющие умением петь старинную музыку, где не нужны большие громкие голоса с вибрацией. Это Хизер Энгебретсон (Альцина), Дэвид Хансен (Руджеро), Катарина Брадич. Однако и у Хизер Энгебретон не все в ариях складывалось так, как этого требовал Маркон. У неё было достаточно непевческих звуков, связанных с легким тембром и разрывом музыкальных фраз. Как отмечают критики, солистка Большого театра Анна Аглатова (Моргана) вполне могла подойти по голосовым возможностям на роль примы Альцины.

Отзывы

«Альцина» в Большом театре была представлена зрителю пять раз в октябре и заставила пересмотреть традиционный взгляд на оперу. Зрители на спектакле не скучали. Они видели превратности романтической любви со всей ее капризностью, фатализмом, глупостью и слабостью. Режиссура Кэти Митчелл предложила любителям оперы редкое удовольствие наблюдать за раскрытием тем реальности и иллюзии, правды и обмана. Отзывы об опере «Альцина» в Большом театре были неоднозначны.

Много хорошего было сказано в отзывах о спектакле в адрес исполнительницы главной роли Альцины американки Хизер Энгебретсон, которая впервые участвовала в барочной опере. Зрители также отмечают, что порой сидят, замерев от напряжения, настолько неожиданным оказался для многих режиссерский текст спектакля.

Правда, не всегда слаженно работали дублеры. Превращения иногда (не во всех спектаклях) были выполнены некачественно, и зритель видел одновременно и красавицу, и старуху. Порой были нестыковки в заметных деталях, таких как рост певицы и дублера-актрисы. Ведь старая Моргана не может быть выше себя же молодой? Об этом тоже можно было прочесть в отзывах об «Альцине» Большого театра. Многим любителям оперы понравился Алексей Кореневский – юный певец, исполнявший свои арии почти безупречно. Он молод, и каким он будет певцом после мутации переходного возраста, сложно сказать, но в музыке он разбирается и чувствует ее.

Постановки барочных опер на сцене Большого театра, скорее всего, не случайность. А будут они входить в репертуар труппы или нет, это пока никто не озвучивает.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
CSNK.RU <Специальная военная операция>
Добавить комментарий