Произведения Мустая Карима. Жизнь и творчество Мустая Карима

Произведения Мустая Карима переведены на многие языки мира и достойно представляют башкирскую литературу по всему свету. Это не удивительно, ведь созданные на территории Башкортостана, пропитанные его культурой и менталитетом, они тем не менее звучат интернационально. И это благодаря доступности текстов, в которых общечеловеческие ценности подаются почти в проповедническом русле, но легко и ненавязчиво. Писатель понятен каждому: от взрослого до самого маленького ребенка. Сказки Мустая Карима обожают дети по всей планете. Он был поэтом, прозаиком, драматургом, дипломатом, философом и человеком с большой буквы.

Летопись жизни Мустая Карима

Мустай Карим, настоящее имя Мустафа Сафич Каримов, родился в тогдашней Уфимской губернии, в деревне Кляшево. В семье было много детей, но именно Мустафу судьба наделила даром стихосложения. Мальчик проявлял пытливость ума, живость и тягу к знаниям. Видимо, так природой было заложено, что у родителей, которые были малограмотными, вырос сын, ставший одним из величайших поэтов Башкортостана.

После окончания школы Мустай успешно завершил обучение на филологическом факультете Башкирского государственного педагогического института имени К. А. Тимирязева. Практически со студенческой скамьи юношу забирают на фронт, потому что началась Великая Отечественная война. Через год, в августе 1942 года, лейтенанта Каримова тяжело ранили, и он вынужден был находиться в госпитале почти полгода. Но Мустафа не сдается и при первой же возможности возвращается на фронт. Правда, уже в качестве военного корреспондента газет «Советский воин», «За честь Родины».

Война перевернула мировоззрение Каримова и повлияла не только на его творчество, но и на весь жизненный путь. Стихи того времени пронизаны болью тысяч погибших, душевными переживаниями, тоской оставшихся в живых и великим духом патриотизма. Своим творчеством поэт помогал солдатам справиться с проблемами и мотивировал идти вперед.

После фронта

По возвращении с фронта Мустай начинает активную политическую и литературную деятельность. В послевоенный период, до самой смерти, Мустафа не был вне общественной жизни, писал статьи, эссе, стихотворения, рассказы и пьесы. Его произведения неслучайно стали бессмертными. Не только глубокое содержание, которое основано на ценностях гуманизма, патриотизма, чувстве прекрасного, но и подача событий – просты и понятны, легки в восприятии.

Умер Мустай Карим в 2005 году, был похоронен как один из лучших людей Башкортостана.

Сейчас произведения Мустая Карима введены в школьную программу. А ежегодно ко дню его рождения устраиваются всевозможные вечера чтения поэзии, недели на тему творчества литератора.

Благодаря упорному труду и неутомимой музе гений Башкортостана подарил нам свыше 100 сборников стихов и поэм, больше 10 пьес, множество эссе и сказок для детей. Многие из них до сих пор ставятся не только на сценах башкирских театров, но и в других регионах России.

Стихи Мустая Карима переведены на разные языки мира и по-прежнему остаются предметом обсуждения в таких крупных университетах, как Гарвардский и Болонский. Причин тому несколько. Во-первых, необычный слог. Во-вторых, особое восприятие реальности, где человек способен влиять на ход истории.

Истоки творчества

Говоря об обстоятельствах, сформировавших будущего классика башкирской литературы, можно называть и Партию, и Сталина. Но это как раз тот случай, когда человек формирует себя сам, черпая то, что ему интересно, близко и дорого.

Так как первые стихи Мустая Карима были услышаны, еще когда мальчик был в шестом классе, то стоит ли говорить о политической или гражданской подоплеке его гения? Как признавался сам Мустафа, он был «слеплен из окружающего». Рос на песнях матери, деревенских сказках и древних культурных традициях своего народа. Отсюда и фольклорные основы его творчества. Эти мотивы были основой многих его произведений: как прозы, так и стихотворений.

Тяжелых впечатлений и эмпирических знаний добавила и Великая Отечественная война, заставившая Карима иначе посмотреть на мир. Но поэт не сдался, а наоборот, заново открыл для себя силу человеческого духа и понял истинную ценность жизни. Так, даже стихи о наиболее тяжелых событиях войны не лишены надежды и оптимизма.

Взгляды и убеждения

Какую бы книгу, анализирующую творчество Мустая Карима, вы ни открыли, в первых же предложениях будет написано, что вне зависимости от званий и достижений Мустафа всегда был в первую очередь человеком.

Под этим простым, казалось бы, определением скрывается то, что он являлся истинным патриотом своей страны. Никогда не прятался за чужие чины и открыто говорил о своей позиции. Особенно трудно он переживал распад Советского Союза, так как это была та страна, во имя которой он жил, воевал и творил.

Отстаивая идеалы Коммунистической партии, он не был слепцом, который с пеной у рта доказывает заложенные кем-то извне истины. Основная его идея заключалась в том, что в мире существует единственная настоящая и правильная политическая сила – это партия надежды. Пока человек верит в лучшее, он будет жить.

Помимо этого, Мустай Карим всегда был добрым и отзывчивым человеком. С удовольствием встречался с читателями, с которыми вел себя просто и непринужденно. Он не знал гордыни. Это при том, что уже в 70-х за его плечами были и признание, и награды, и слава. Гуманизм и общечеловеческие ценности всегда оставались на первом месте в его произведениях.

Тематика творчества

Творчество Мустая Карима настолько разнообразно, что выделить в нем основную мысль очень сложно. Весь пласт тематики писателя похож на ткань: как нити плотна, переплелись в нем разные идеи и сюжетные линии. Рассказы Мустая Карима максимально приближены к жизни, где ничего не существует без причинно-следственных связей.

Если попытаться выделить основные направления творчества, то получим следующий перечень тем:

  • философские вопросы;
  • гражданская лирика и проза;
  • пейзажная лирика;
  • произведения социальной направленности, то есть повседневные, но вечные темы;
  • отдельный пласт составляют произведения военной тематики;
  • педагогические труды — не отдельные работы, а элементы дидактики в произведениях;
  • публицистические эссе;
  • произведения Мустая Карима для детей.

Если учитывать соотношение жанров и тематики, то четкой закономерности не последует. Это означает, что стихи писались не только на тему интимных переживаний или красот Башкортостана, а рассказы не ограничились повествованиями о войне или приключениях. Сказки носят явно выраженный дидактический характер.

Философская лирика М. Карима

В своей философской лирике Мустафа Каримов не дает нам ответов на вечно тревожащие человечество вопросы. Он как бы спрашивает нас самих. А вопросы эти заданы в такой простой и непосредственной манере, что становятся риторическими. Автор не навязывает свое мнение, он подводит нас к нему через сомнения и размышления, таким образом, что ответ является очевидным уже после прочтения.

Философия Карима строится на педагогических принципах, так как он шесть лет проучился в пединституте и знаком с вопросом изнутри. Огромное значение он придает такой категории, как личность, не выделяя ее как сугубо философское понятие.

Так, личность с точки зрения педагогики — это результат воспитания и непосредственных достижений человека. Философия же трактует это понятие как величину, существующую либо вне человека, либо определяющую его. Мустафа Каримов предлагает нам взглянуть на личность с другой стороны. Это магнит, талант, который присущ каждому в большей или меньшей степени.

Личность кристаллизуется постоянно: в труде, в стремлении к высшей цели, в творчестве. Другими словами, Каримов перенес принципы броуновского движения в свою доктрину. Жизнь состоит из множества хаотичных случайностей, каждая из которых оставляет след в душе человека. В зависимости от его отношения к этим мелочам формируется характер, привычки и принципы.

Жизнь никогда не останавливается, не замедляет ход, не дает возможности отдохнуть, подумать и взвесить все обстоятельства каждого конкретного случая. Поэтому важно в любой ситуации видить свет в конце туннеля и верить в добро.

Интимная лирика

В таких произведениях стирается граница между лирическим героем и самим автором. Причем это происходит в двух направлениях.

В первом – лирический герой становится автором, то есть поэтом. Его также тревожат извечные вопросы, он готов отстаивать свое мнение до конца, если это дело чести. Также лирический герой чувствует ответственность за свою роль на земле, убежден, что многое в будущем всего человечества зависит от него самого.

Второе направление такой замены — «Я»-автор на «Я»-герой, происходит в том плане, что лирический герой становится автором, повторяя его жизненные установки, живя его приоритетами. Таким образом, он выходит за рамки произведений и становится отчасти реальным.

Пейзажная лирика Мустая Карима

Родившись в деревне, он все детство провел в единстве с природой, наслаждался пейзажами Башкортостана. Рассказы Мустая Карима пронизаны глубокой привязанностью к родному краю.

Можно проследить и фольклорную основу. Будучи еще маленьким мальчиком, он часто сидел с семьей у костра и слушал рассказы о мифических существах, сказочных событиях и представлял свои картины с их персонажами.

Стихи Мустая Карима о Башкортостане написаны в романтическом ключе. В них лирический герой встречает свое отображение в природе, или же она ему вторит, что усиливает впечатление от прочтения.

Патриотические стихотворения

Патриотические стихи Мустая Карима о Родине пронизаны глубокой любовью как к Башкирской ССР, так и к СССР в целом. Прошедший войну, активно принимавший участие в общественной жизни, он всегда бурно реагировал на изменения, несправедливость.

Стихи Мустая Карима о Башкортостане написаны в ключе его политических взглядов. Это означает, что он верит в идеологию Коммунистической партии. Но не как политического движения, а как организации, которая дарит надежду на благополучие страны.

Военная лирика – отдельный этап творчества поэта

Побывав на фронте и в качестве лейтенанта, и в качестве корреспондента, он узнал военную кухню изнутри.

Стихи Мустая Карима о Родине перекликаются с военной тематикой.

Несмотря на то что он сам был награжден орденом «За Отвагу», он никогда не говорил о собственных подвигах. Произведения Мустая Карима не пронизаны бренностью жизни, как у того же Ремарка или Хемингуэя. Вера в победу, рассказы о простых людях, которые готовы на все ради Родины, геройство рядового солдата – вот основной мотив рассказов и стихотворений о войне Мустая Карима.

Проза Мустая Карима

Повести Мустая Карима пронизаны возвышенными чувствами к Башкортостану. Он рассказывает о родном крае, как бы невзначай, но четко прослеживается образ Родины как фона и в то же время основы.

В своих повестях он рассказывает о детстве. Откровенно, честно и легко. Это своего рода исповедь детства. Мустай не боится быть смешным и нелепым. Потому что в этом видит настоящую суть детства. Изображать ситуацию идеализированной – это врать читателю, как говорил сам Карим. А ввиду его честности, как писательской, так и человеческой, это просто непозволительно.

Произведения для детей

Произведения Мустая Карима для детей составляют небольшую часть во всем творческом наследии писателя. Но ценность их от этого не умаляется.

Сказки и единственная повесть для детей Мустая Карима основаны на реальных случаях из детства писателя. В них четко прослеживается дидактический характер.

Сюжеты не только взяты из жизни, но и замешаны на фольклорных рассказах.

Богатство речи

Творчество Мустая Карима получило высокие оценки едва ли не с самого своего начала. Но парадокс состоит в том, что интеллектуальность произведений обходится без особенных, высокопарных стилистических фигур. Персонажи в стихах и прозе разговаривают простым и доступным языком, приближенным к народному.

Это делает писателя понятным каждому. А то, что печатаются стихи Мустая Карима на русском, английском, немецком и многих других языках мира, – прямое тому доказательство.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
CSNK.RU <Специальная военная операция>
Добавить комментарий