Е. Носов, «Красное вино победы»: краткое содержание и анализ

Рассказы Евгения Носова не пестрят батальными сценами и откровенными ужасающими эпизодами из военных будней. Но они наводят на размышления о человеческой судьбе и поражают своей открытостью.

Носов Евгений воспевает подвиг каждого. В особенности, если наград человек не получал, не убивал врагов толпами и один на один с танком не выходил.

Побывать на войне и пройти через все ее круги ада – само по себе уже подвиг. Но воля к победе – не единственное чувство, которое теплится в душе солдата. Персонажи – простые люди со всех уголков Советского Союза. Они тесно связаны с малой родиной и природой родного края. У них есть семья, и потому защищать страну – это обеспечивать безопасность и мир, в первую очередь, себе и близким. А понимание такого же положения других воинов заставляет держаться до последнего.

Рассказы Евгения Носова

Писатель о войне знает не понаслышке. Кому, как не очевидцу, известны все тайные мысли, переживания простых солдат. Носов Евгений Иванович принимал участие в горячих боевых действиях, потому рассказать все мог от первого лица.

Будучи сам из простых людей – отец писателя был талантливым кузнецом – Евгений Иванович воспитывался в атмосфере любви к родному краю. Нередко природа выступает в его произведениях в качестве зеркального отображения душевного состояния персонажа. Также ей отводится роль предчувствия. Она первой предупреждает о тревоге, грядущих переменах. Также природа способна поддержать силы. Весеннее пение птиц напоминает о том, что жизнь продолжается, а война и горести не вечны.

«Красное вино победы» — рассказ, который далек от батальных перипетий. Он повествует о жизни вне военного котла, но не отрешенной от него. Война осталась позади, но отдельные ее кадры настолько плотно въелись в сознание человека, что избавиться от них слишком сложно. Хотя человек и пытается убедить себя в том, что «живым о живом думаться должно».

Носов Евгений Иванович в рассказе показывает окончание войны как праздник с двойственной природой. Горечь потерь соседствует с радостью долгожданного наступления мира. А само ожидание радостной вести рисует параллельно с изображением новой весны, расцвета природы. Именно она первой сообщает о победе.

Сюжет рассказа «Красное вино победы»

Берлин пал, советские солдаты зашли в город, война окончена. Уже после капитуляции Германии Носов Евгений пишет свой нетленный труд. Собственные душевные переживания автора еще не утихли, поэтому история получилась настолько острой и трогательной. Естественно, речь идет про рассказ «Красное вино победы». Краткое содержание произведения можно передать несколькими словами: раненые солдаты в госпитале ждут окончания войны. Но если углубиться в сюжет, то пересказ может занять больше места, чем само повествование автора. Дело в том, что на нескольких страницах собраны многогранные характеры, различные события. Из поверхностных очерков жизни каждого раненого раскрывается панорама состояния всех жителей страны.

Рассказ начинается с того, что несколько военнослужащих попадают в Серпуховский госпиталь, что под Москвой. Доставляли раненых в него примерно неделю. Приезд запомнился холодной погодой. Солдат выносили в нижнем белье, накрывали одеялами и на носилках доставляли в светлые палаты, где ждал персонал, чтобы наложить чистые повязки. Именно белый цвет — приоритетный в начале произведения.

Первые впечатления от чистой постели были непередаваемыми. Каждый боец не мог представить, что все это реально. Но вскоре белизна и мягкость надоели. Радость омрачена была зудящими ранами и тлетворным тяжелым запахом, который стоял в палате для двенадцати человек.

Фронт позади, а радио извещало, что на поле брани, скорее всего, никто уже не вернется, потому что наступление набрало обороты. Некоторая доля разочарования примешивается к радости скорой победы – так много идти и никуда не прийти. Берлин будет взят без них.

Но повозки с ранеными не перестают поступать из лесу, съезжаться со всех сторон. Наспех перебинтованные, стонущие, умирающие солдаты пополняют палаты госпиталя. Картина операции в грязной палатке диссонирует с белизной простыней и халатов. Но трудно понять грань, которая разделяет эти два мира.

Параллельно рассказывается о путешествии в госпиталь и о том, как меняется воздух в зависимости от местности. Чем ближе к Родине, тем проще дышать.

Основных персонажей – 12. Это солдаты, медсестра и главврач больницы. Солдаты вспоминают родные пенаты и начинают спорить, чья сторона лучше. Но каждый понимает, что споры бесполезны и нужны лишь для забавы.

Двое из палаты, Саенко и Бугаёв, — единственные ходячие, снайпер Михай лишился обеих рук. Трудней всего Копёшкину – он неподвижен и почти не разговаривает.

Радио уже не выключают в палате даже на ночь. Вместе с новостями в палату врывается пение птиц, свежий воздух и запах возрождения. Чем дальше идет весна, тем больше нарастает нетерпение в сердцах солдат.

И, наконец, сообщение о полном поражении Германии прозвучало. Главврач приезжает в госпиталь, чтобы приказать приготовить праздничный обед для солдат. Завхозу удается даже раздобыть немного вина.

Сразу после вести о победе Копешкин умирает, так и не выпив за нее.

Рассказ Носова «Красное вино победы», краткое содержание которого передает всю суть событий с февраля по май 1945-го, при этом оставляет много вопросов, которые было опасно поднимать в то время.

Истоки сюжета

«Красное вино победы» написано по горячим следам и основано на реальных событиях. Действительно, молодой писатель был тяжело ранен и доставлен в военный госпиталь в Серпухове. Само же здание, в котором он расположился, раньше, до начала войны было школой.

Все персонажи, которые присутствуют в рассказе, тоже реальны.

Получив ранение в феврале 1945-го года, Носов Евгений Иванович попал в полевой госпиталь. Антисанитария, постоянно сменяющийся поток раненых, море крови, боли, смерть оставили неизгладимый отпечаток в памяти писателя.

Все рассказы Евгения Носова так или иначе основаны на реальных событиях, но именно в этом ничего не изменено и не добавлено.

Жизненным опытом писателя обусловлено и то, что он подробно передает и настроение персонажей. Набросать сюжет просто, а вот докопаться до глубин можно, только обладая талантом и переживая такие же чувства, как Евгений Носов. Произведения о войне передаются еще и сквозь призму реальности. Как он сам говорит, «хотел изобразить боевые действия с другой стороны, углубить вопрос, поднять новые темы».

Именно потому рассказы Евгения Носова нельзя не отметить как новшество в русской литературе этой эпохи.

Персонажи рассказа

Почему герои произведения завораживают нас? Евгений Носов «Красное вино победы» писал «с натуры». Все персонажи реальны, как и их чувства.

Выделим основных героев:

  • повествователь – реальный участник и очевидец событий;

  • Саша Селиванов;

  • Бородухов;

  • Копешкин;

  • Бугаев и Саенко;

  • Михай;

  • медсестра.

Повествователя не называют по имени. О нем мы знаем только то, что он простой солдат, который получил ранение и вместе с остальными теперь лежит в госпитале. Он молод и горяч. Не может свыкнуться с мыслью, что и его тело раскромсал металл. Раньше думал, что такое только с другими случается.

Саша Селиванов – «волгарь», здоровый, высокий, смуглый. В нем есть какая-то часть татарских кровей, о чем свидетельствуют слегка раскосые глаза. Находясь в тылу, он с грустью размышляет о своих сотоварищах по оружию и сожалеет, что не может находиться вместе с ними на передовой. Эта тоска соединялась с какой-то завистью. Молодой и горячий, стремился в бой, совершать подвиги, но не мог, потому что нога была в гипсе и он едва двигался.

Бородухов из простых мужиков. Уже в возрасте, тем не менее, обладал мощной фигурой. Упор на «о» в речи делал каждое слово Бородухова тяжелым и веским. Это было его четвертое ранение, потому в госпитале он себя чувствовал как дома. Сила духа и мужество не дали ему сломаться. Все операции переносил стойко и ни разу не застонал даже.

Копешкин – самый тяжелый пациент в палате. Он не двигается. Его тело полностью заковано в белый гипсовый панцирь. Солдат еле разговаривает, потому активного участия в обсуждениях не принимает. Более того, никто даже толком не знает его имени, и задумываются о нем только после его смерти. Тогда-то и выясняется, что звали его Иваном. Копешкин не был выдающимся героем. Он служил извозчиком. Кода его спрашивали о медалях, отнекивался. Какие там могли быть медали у того, кто даже фрицев убивать не должен был. О месте его жительства соратники узнают из надписи на письме. Какая Пенза, никто из обитателей палаты не знает. Как и не знает достоверно, где она находится. Но то, что место живописное, никто не сомневается.

Саенко и Бугаев – жизнерадостные и беззаботные. Счастливы своей свободе и спешат насладиться жизнью. Но в этом их поведении угадывается страх, что война еще не заканчивается и они должны успеть нарадоваться вынужденной «гражданке».

Михай – бывший снайпер, широкоплечий, загорелый. В ходе боевых действий лишился обеих рук и очень страдает по этому поводу.

Медсестра Таня – это воплощение женственности, заботы и милосердия. Она не отдает предпочтение кому-то одному. Может, это происходит не только из-за ее толерантности и тактичности, но и из-за постоянной загруженности. Тем не менее, она со всеми приветлива и максимально добра. Строгость если и старается проявлять, то объективно, ее слушаются больше из уважения.

Образы

Помимо человеческих образов, в рассказе присутствует также и абстрактные. Среди них выделяем следующие:

  • белизна;

  • победа;

  • природа;

  • малая родина.

Светлые и чистые палаты, бинты, гипс, халаты, снег и даже небо прозрачное. С одной стороны, белый цвет — это символ спокойствия, уверенности, которую гарантирует скорая победа. С другой стороны – это оттенок капитуляции. Каждый персонаж рассказа понимает, что происходит вынужденное отступление перед последним рывком.

Таким образом, белизна имеет двойственную природу, она дарит новые надежды, и в то же время угнетает.

Победа, как и цвет, тоже не представляет собой однозначный образ. Радость освобождения омрачается тяжелыми утратами, которые уплачены за нее.

Однозначно, изображение природы обыграл в своем рассказе Носов. «Красное вино победы» подает естество как вестника перемен, предсказателя. Оно намного раньше узнает о событиях и изменениями своими сигнализирует другим. Природа и жизнь продолжают свой ритм.

Привязанность автора к естеству повлияла и на создание образа малой Родины. Писал Носов «Красное вино победы», анализ биографии которого – прямое тому доказательство, под впечатлением от множества мест, которые видел сам и о которых ему рассказывали однополчане. Отчизна – собирательный образ, обозначающий привязанность к миру и реальной жизни.

Символы

Насытил множеством символов Евгений Носов «Красное вино победы», несмотря на небольшой объем произведения. Основным из таких является вино. С одной стороны, оно является праздничным напитком, что подают в честь победы. С другой, оно напоминает кровь. Это своеобразная плата за победу и служит назиданием следующим поколениям.

Другой символ – зяблик, который поет на верхушке дерева и тем самым заставляет солдат вспомнить о мирной жизни со всеми ее радостями.

Распускающаяся листва тополя за окном – это тоже символ начала полноценной жизни. Он как бы намекает на возрождение. Какое это возрождение, каждый решит для себя: реинкарнация духовных сил, перерождение всего народа или же пробуждение от мучительного сна, имя которому — война.

Художественные средства

В начале рассказа «Красное вино победы» посредством приема градации производится угнетающее действие на читателя. Частое повторение слов «белый», «грязный», «серый» и подобных рисует перед нами колоритную картину военных будней.

Наличие простонародных слов, передача живой речи делает рассказ не отрешенным от жизни, а, напротив, максимально к ней приближенным, что доказывает анализ. «Красное вино победы» пестрит яркими эпитетами и сравнениями, когда речь идет об описании интерьера и природы.

Персонифицированные образы добавляют динамики в рассказ, благодаря чему едва ли не каждый предмет живет своей жизнью.

Богатые сравнения дают возможность читателю погрузиться в атмосферу событий и максимально ощутить обстановку того времени.

День победы как отдельный образ

Большое количество персонификаций в произведении воссоздает победу как отдельный конкретизированный образ. Он красной нитью проходит через весь рассказ. Все мысли героев, так или иначе, концентрируются вокруг этого волшебного, кажущегося ирреальным, слова. Глаголы способствуют «оживлению» победы, которая должна прийти, наступить.

Никто не знает, как она выглядит, но каждый ощущает ее близость, четко осознает, что она сулит долгожданные мир и спокойствие, а потому она — желанная гостья.

Победа – билет в прошлое, в котором остались лучшие воспоминания, и в будущее, где каждого ждет неизбежное счастье.

Такое изображение триумфа стало новым в российской литературе поствоенной эпохи. До этого победа всегда описывалась как трофей.

«Красное вино победы» дает нам шанс переоценить предыдущие взгляды, заново осмыслить суть тех прошлых ужасающих событий.

Изображение войны в рассказе

Изображение войны – это повод провести более тщательный анализ. «Красное вино победы» дает нам абсолютное новое видение этого явления. Предшественники Носова стремились изобразить войну в качестве отдельного образа. Это была и злая тетка, и мачеха, кому-то — и «мать родная». Изображалось чаще всего отношение к борьбе либо всего народа, либо вражеских сил — как способ захватить чужие земли.

Носов Евгений, книги которого дарят абсолютно новое понимание многих вещей, в том числе и войны, отказывается придавать статус отдельного образа, живого организма этому ужасу. Вместо этого он делает рассеянный, устрашающий набросок, который приобретает конкретные черты, только если смотреть на него сквозь призму отдельно взятой человеческой жизни.

Параллели с зарубежными писателями

Попытка покопаться в душах отдельных участников боевых действий не нова для мировой литературы. Писать на эту тему в любой стране всегда было рискованно, ведь в таком свете война представляется как большое горе для простых солдат обеих сторон.

Глубоким психологизмом проникнуты произведения Эриха Марии Ремарка. Писать в этом русле он начал еще после Первой мировой.

Похожие настроения соблюдены и в романах Эрнеста Хемингуэя.

Главное отличие произведений Евгения Носова, в том числе и рассказа «Красное вино победы», состоит в панорамности изображения в значительно меньших жанровых формах.

Для российской же литературы эта сторона войны до писателя и вовсе оставалась закрытой. Он внес огромный, неоценимый вклад в развитие патриотического воспитания молодежи.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
CSNK.RU <Специальная военная операция>
Добавить комментарий