Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Глубокий философский посыл лежит в основе романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Раскольникова (главного героя) очень сложный и противоречивый. Вся его сущность разворачивается постепенно, от первой главы к последней. Поэтому целесообразней будет рассмотреть становление и трансформацию образа по частям романа.

Часть первая

В этой части, которая состоит из семи глав, мы знакомимся с главным персонажем. В самом начале произведения автор описывает внешние характеристики Родиона Романовича. Он хорош собою, тонок и строен, темно-рус, его рост выше среднего, у него прекрасные темные глаза. И тут же акцент делается на чрезмерно бедственное положение. Достоевский пишет, что Родион одет в абсолютные лохмотья, в которых другому человеку было бы очень стыдно ходить по улице.

Далее начинает складываться первоначальный образ Раскольникова. Он одержим безумной идеей, которая всецело поглотила его. Мужчина раздумывает о том, сможет ли он решиться на преступление «во благо человечества». И когда Родион начал сомневаться в своем решении, то направился в распивочную, где тревожные думы его покинули.

Он знакомится с Мармеладовым, его женой и детьми. Родион узнает о его дочери Соне, которая пошла на панель, чтобы семья не умерла с голоду. Полученное от матери письмо, в котором она пишет о ситуации с Дуней, приводит его в бешенство. Эти факты подкрепляют мысль о совершении задуманного.

Образ Раскольникова резко контрастирует с образом его товарища Разумихина. Он тоже бедствует, но абсолютно иначе воспринимает тяготы судьбы.

В этой части описывается сон Родиона, который основан на воспоминаниях из детства. Здесь мы видим маленького мальчика, сочувствующего и сопереживающего убитой хозяином лошади. Но милый образ Раскольникова-ребенка, сильно расстроившегося из-за смерти животного, рассеивается как сон. Перед нами предстает хладнокровный и тщательно продумывающий убийство человек. В момент совершения злодейства он испытывает головокружение, его руки на мгновение становятся слабыми. Однако он замахивается и убивает старуху, а затем и случайно вошедшую Лизавету. После этого им овладел страх. С каждой минутой в Родионе росло отвращение из-за содеянного преступления.

Часть вторая

В этой части продолжает складываться образ Раскольникова. Он безумно боится, что его заподозрят, и тщательно скрывает улики. Его не интересуют украденные деньги. Родион ненавидит все вокруг и раздражен тем, что на такое гадкое и подлое дело пошел сознательно.

Будучи дома, он начинает бредить. Так продолжается четыре дня. Когда Разумихин и Зосимов заговаривают об убийстве, Родиону становится еще хуже. Приход Лужина еще усугубляет его самочувствие. Он вспоминает сестру и мать. Несмотря на общую слабость, Родион Раскольников (образ которого уже несколько вырисовывается) смело высказывает все то, что думает об этом мерзком человеке.

Встреча и разговор с Заметовым подчеркивают, как мучается Раскольников в душе. Словно в припадке, он наводит собеседника на мысли о том, что сам совершил убийство. А потом очень тихо спрашивает: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Эти слова Заметов не воспринимает всерьез, сравнивая Раскольникова с сумасшедшим.

Главный герой задумывается о самоубийстве. Он возвращается на место преступления.

Раздавленного лошадьми Мармеладова видит Родион Раскольников. Образ его раскрывается с еще одной стороны. Это добрый и не жадный человек. Он готов отдать последнее, чтобы помочь семье покойника, с которым был едва знаком. Родион – не верующий человек, но сейчас он просит Соню помолиться за него.

Часть третья

Раскольников встречается с матерью и сестрой. На первый взгляд может показаться, что он холоден и чрезмерно жесток с ними. Однако мысли о содеянном преступлении ни на секунду не покидают его. Он настолько мучается и начинает себя ненавидеть, что ему невыносимо находиться со своими «чистыми» и «светлыми» родственниками. Поэтому образ Раскольникова (сочинение излагается сквозь призму всех глав) — очень сложный и внутренне противоречивый.

Он приглашает Соню, знакомит ее с матерью и Дуней. Ее приниженность поражает его, Родиону становится очень жалко бедную девушку.

В этой части происходит разговор со следователем Порфирием Петровичем, в котором раскрывается теория Раскольникова. Он пытается доказать, что ради чего-то великого могут быть совершены любые жертвы. По его мнению, люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Первым он дает такое определение: «вошь», или «тварь дрожащая». Вторых он сравнивает с Наполеоном.

По возвращении домой Родион снова ослабевает. Он понимает, что совесть не позволяет ему забыть об убийстве. Раскольников решает, что сам является «вошью». Все эти мысли и чувства дополняют образ Родиона Раскольникова.

Антипод

Еще одна противоположность главному персонажу – Свидригайлов. Это чрезмерно корыстный, хитрый, гадкий человек, оказавшийся здесь не случайно. Раскольников сразу чувствует, что это неприятная личность. Но Свидригайлов кажется Родиону странным, так как он не ведает его главной цели.

В этой части образ Родиона Раскольникова обретает новые грани. Он всеми силами борется за честь и достоинство сестры. Несмотря на протесты, он добивается своего, и выводит Лужина на чистую воду. Он рад, что у матери и Дуни открываются глаза на этого мерзкого человека, которого он сразу распознал.

Визит к Соне ему был необходим, словно воздух. Он не понимает, чем эта несчастная девушка завоевала его доверие. Но Родион решил, что именно она должна его выслушать.

Допрос Порфирия Петровича показывает, что в нужную минуту Родион может быть изворотливым. Он не признается в содеянном преступлении, а у следователя всего лишь домыслы, фактов не хватает.

Часть пятая

Продолжаем дальше рассматривать великое сочинение. Образ Раскольникова дополняется новыми красками. Родион Романович приходит на поминки к Катерине Ивановне, где по вине Лужина случается нелепая ситуация с Сонечкой. Лебезятников и Раскольников спасают невинную девушку, которую оболгал этот неблагородный человек.

Родион Раскольников признается Соне, что это он совершил преступление. Мужчина снова говорит о своей теории, которую девушка всеми силами пытается понять. Он задает вопрос сам себе: «Тварь ли я дрожащая или право имею…». Соня не понимает, как он на такое решился. Девушка говорит, что Родион должен искупить свою вину и принять страдание. Однако Раскольников считает, что ему не в чем каяться.

Полные противоположности

И снова фигуре Раскольникова противопоставляется Свидригайлов. Омерзительные поступки, желание любой ценой обладать Дуней вызывают отвращение. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, кажется гораздо благороднее и честнее. Можно охарактеризовать его как сбившегося с пути истинного или сильно запутавшегося, обреченного человека.

Раскольников приходит к матери и прощается с ней. Мужчина наконец-то говорит ей, как сильно он ее любит.

Соня неспроста появилась в жизни Родиона. Именно она убедила его прийти с повинной. Раскольников приходит в участок и приводит всех в изумление своим чистосердечным признанием.

Эпилог

Финал поражает своей внезапностью. Казалось бы, все и так ясно: преступление – наказание. Однако… Здесь происходит трансформация образа, о которой было заявлено вначале.

Раскольников получил восемь лет каторги. Соня последовала за ним в Сибирь, где виделась с возлюбленным у ворот острога по праздникам.

Он ведет себя с девушкой очень грубо, но постепенно привыкает к ее посещениям. Родион заболевает от уязвленной гордости. Преступник винит себя в том, что сознался. Раскольников неоднократно задает себе вопрос о том, почему не покончил с собой, как Свидригайлов. Родион чуть не умер от рук каторжников. Но не судьба была ему покидать этот мир. Его ждало воскрешение.

На очередном свидании с Соней он понимает, что любит ее. Это именно та девушка, которая смогла перевернуть его внутренний мир. Родион готов ждать еще семь лет каторги. Теперь ему есть ради кого жить. Благодаря Соне он почувствовал, что словно воскрес. И каторжники начали относиться к нему по-другому. Долго пролежала под подушкой у него книга от Сони – Евангелие. А теперь промелькнула и мысль: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…».

Заключение

Сочинение на тему «Образ Раскольникова» каждый, конечно, напишет по-своему. Но главную идею внимательный читатель не сможет упустить. Внешний акцент сделан на преступлении и последующем наказании. А весь роман полон жизненных ситуаций и философских размышлений. Главные персонажи книги, как и люди в реальной жизни, резко контрастируют друг с другом. У каждого свои мысли и переживания, своя судьба. Несколько завуалированная идея – вера в Бога. Возможно, Раскольников не совершил бы преступление, если бы не думал только о своей теории, а руководствовался чем-то более высоким.

И еще одна идея, выходящая на поверхность в конце романа, заключается в том, что любовь способна воскресить душу человека.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
CSNK.RU <Специальная военная операция>