Юрий Михайлович Лотман, «Пушкин»: краткое содержание, отзывы

Юрий Лотман — прославленный профессор, языковед и культурфилософ, работы которого переведены на общеевропейские языки. Труды ученого объемные и содержат 800 научно-популярных публикаций и романов.

Юрий Михайлович Лотман

Особенное положение в работах Ю. М. Лотмана занимает монография о Пушкине, за эти труды в 1993 году Лотмана наградили Пушкинской премией РАН. В исследовании «А. С. Пушкин. Биография писателя», являющемся стандартом пушкинизма, ученый показывает стадии развития поэта как личности и творца, вписывает его жизнь в историю России и Европы. Также выстраивает биографию Пушкина как самобытное и завершенное высокохудожественное творение.

О писателе

В 1922 году 28 февраля в Петрограде родился Юрий Лотман. В 1939 году он был зачислен на филфак Ленинградского университета – на избрание специальности в большей части оказало влияние окружения старшей сестры. Преподавали науки ему на филфаке известные педагоги и академики — Гуковский, Орлов, Азадовский, Толстой, а первый курсовой труд Лотман Ю. М. создавал у Проппа. В 1940 году в октябре Лотман ушел в армию, и когда началась ВОВ, артиллерийский полк Лотмана перебросили на фронт. Юрий Михайлович прошел войну — через четыре года встретил победу в Берлине.

Послевоенное время

В 1946 году после демобилизации Лотман вернулся к обучению в университете. В 1950 году получил красный диплом филфака, в аспирантуру устроиться не смог, поэтому стал преподавать в Тартуском педагогическом институте на факультете русского языка и литературы, а затем возглавил кафедру учебного заведения.

В 1952 году отстоял кандидатскую о поэтических взаимоотношениях Карамзина и Радищева. В 1954 году стал доцентом в Тартуском университете. Затем была защита докторской диссертации о «Пути развития русской литературы преддекабристского периода» и получение звания профессора. После этого продолжительное время писатель был главой кафедры русской литературы.

Вопреки серьезному заболеванию и слепоте, Юрий Михайлович занимался наукой до конца жизни. В 1992 году издали последний труд Лотмана «Культура и взрыв», о идеях И. Пригожина о закономерностях случайных процессов. В 1993 году 28 октября в Тарту закончились дни и биография писателя.

Книги Лотмана

Большая доля научных исследований Лотмана отдана освоению произведений А. С. Пушкина. Венцом трудов ученого стали «Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий» и «А. С. Пушкин. Биография писателя». В область исследований профессора вдобавок входили семиология и структурализм. Исследования ученого в данной сфере признаны мировым сообществом, и он является одним из основателей литературоведческого структурализма. Первые статьи Лотмана на эти темы были опубликованы в 1960 годах. Самыми популярными и значимымы из публикаций стали: «Структура художественного текста», «Анализ поэтического текста», «Семиотика кино и проблемы киноэстетики».

Биография Пушкина от Лотмана

С Пушкиным Лотман везде: своего основного персонажа Юрий Михайлович описывал и зарисовывал повсюду — на полях текстов ученых лекций и бумажных конвертах. Биографию Пушкина Лотману поручило написать ленинградское издательство «Просвещение». Первый тираж составлял 600 тысяч штук, затем уже пошли миллионные издания.

В произведении собраны труды Ю. М. Лотмана о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Книга разделена на четыре части, первая — биография русского поэта, вторая — публикации и анализ, третья — примечания, отзывы, оценки и доклады о творческом процессе поэта, четвертая часть отдана книге «Евгений Онегин», здесь напечатан и популярный «Комментарий» Лотмана к вечному произведению Пушкина.

Предисловие написано популярным языковедом Егоровым, являвшимся многие годы близким другом Ю. М Лотмана, и повествует о жизни профессора и его анализе пушкинских произведений. Издание предназначено для специалистов-языковедов, учителей и учеников вузов и школ и для людей, заинтересованных пушкинскими творениями.

Краткое содержание: «А. С. Пушкин»

Рассмотрим краткое содержание «Пушкина» Лотмана — третьей книги Юрия Михайловича — биографии Пушкина. Писатель на пространстве в двенадцать напечатанных листков изложил весьма большой объем информации.

В произведении включено в допустимом количестве, без излишества, порядочное число фактов из жизни Пушкина и события того времени. Заодно в процессе повествования делаются сжатые описания и даются оценки людям из круга общения поэта: родным, организаторам лицея, старшим товарищам — Чаадаеву, Николаю Тургеневу и множеству других людей. Обрисовываются города и дома, писательские и жизненные обычаи, экономические процессы и духовные изломы.

Это оказалось занимательно и само по себе, можно только восхищаться эрудированностью писателя, ведающего намного больше, чем преподносит на бумаге. Но только эрудированностью в наше время нелегко поразить. Основная значимость «Пушкина» Лотмана, как и толкований к «Евгению Онегину», — осмысливание событий и построение их в определенную конструкцию.

Историзм произведения

«Пушкин» Лотмана пропитан историчностью. Юрий Михайлович, придерживаясь обычая 18 столетия, применяет для важных и значимых представлений большие буквы: История, Культура, Дом, Власть, Свобода. В подражании данному приему возможно было бы рассуждать о главенстве Историзма в повести: биография Пушкина внесена в большую Историю, европейскую и русскую, каковая, в свою очередь, предопределила рост концептуальных, моральных, поэтических норм, подействовала на факты, будущность и натуры.

Занимательно то, что предисловие к «Пушкину» Лотмана отдано не истолковыванию способа, с какового писатель начинает труд, не полемике с предшественниками и не истории о прародителях Пушкина, а всеисторическому рассказу о России и Европе двадцать пятых годов 19 столетия, краткому описанию главных качеств того периода, Отечественной войны 1812 года и декабризма.

Историчностью пронизано все произведение: это заметно в изображении людей, фактов, романтики, жизненных новаций. Историческое осознание способа наделяет вероятностью разъяснить специфику поступков Пушкина, как и самобытность неких таинственных областей биографии и творческого процесса. В книге Лотмана «Пушкин» сатирически решается давняя полемика критиков об объекте «тайной» и «неразделенной» любви Пушкина, затрагиваемого в стихах и письмах поры южной ссылки. В произведении вразумительно мотивирована житейская и писательская мистификация, выполнявшаяся Пушкиным сообразно романтичным правилам.

Творчество Пушкина

Пушкинские работы заключительного периода жизни — одна из ступеней поэтической стези и событий российской словесности. Собственно, в данную пору поэтическое творчество А. С. Пушкина достигло развитости и углубленности. Произведения данной поры предрекли пути Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова и дошли до наших дней как неповторимые творения.

Необыкновенная наполненность размышлениями, лаконизмом работ при фундаментальности идеи делают пушкинский фольклор данного периода всецело неповторимым феноменом всемирной словесности. На пушкинском празднике в 1880 году Островский в «Застольном слове о Пушкине» заметил, что читатель Александра Сергеевича мудреет, не замечая «свое умственное обогащение».

Углубленная идея Островского сочетает итог рассуждений и втолковывает, как свободно мыслить: «Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют». Поэт давал не окончательную, неподвижную, а яркую и динамичную идею. Здесь одно из классификационных свойств позднего фольклора. Исследование фактов из жизни Пушкина последнего периода усложнено тем, что многие задумки оказались незаконченными.

Метод противоположностей

Присоединение к изучаемому методу противоположностей, других важных для поэта противопоставлений: мертвое — живое, бесчеловечное — человеческое, неподвижное — подвижное в разных комбинациях, и вероятность перемещения авторского суждения увеличивают потенциал истолкований и рецензий, внедряя оценочную мерку.

Стоит вообразить Пушкина, наблюдающего на торжестве лицейского юбилея 19 октября 1828 года, как Яковлев — паяц — очень похоже представлял питерский потоп, представлял восковую персону, другими словами — двигающееся изваяние Петра, чтоб осмыслить вероятность мудреного расположения комедийного и трагичного в сфере этой теории.

Противоположно меняющаяся поэтика Пушкина предопределяла реалистичность поэтических произведений и углубленность идей, поныне дозволяющих лицезреть в нем талантливого живописца и глубочайшего философа.

Исследования о Пушкине

«Солнце русской поэзии», гений, «наше все» — в общешкольной программе писателя воздвигли на постамент, произвели практически в небожители и уничтожили облик реальной личности.

А фактически биография поэта — это не исключительно Болдинская осень, дуэль и ранняя гибель в тридцать семь лет. Это опять-таки и вереница изобретений, обширная сфера дружеских контактов, формирование радикально новейшей поэтической манеры, большое количество размолвок, свиданий, достижений и провалов. За свое непродолжительное существование писатель оказался очевидцем войны 1812 года, жуткого потопа в Питере и бунта декабристов.

Чтобы разузнать больше о писателе, обнаружить незнакомые эпизоды о поэте и восстановить в памяти события, явившиеся фундаментом сказок, книг и повествований, читают подборку характерных изданий и книг о Пушкине. Следует прочитать данные произведения, чтобы не проглядеть что-то значительное.

Викентий Вересаев

«Пушкин в жизни. Спутники Пушкина» — это одна из первейших монографий о писателе. Вересаев, как искусный портретист, сформировал полновесный образ персонажа. Скомпоновав ежедневники и воспоминания, суждения современников и собственные ученые исследования, набросал книгу, которая и до сей поры занимательна читателям — от языковедов до почитателей жизнеописательной прозы.

В продолжение некоторого периода писатель делал из первоистоков выдержки, относящиеся к натуре и нраву Пушкина, его жизнеощущениям, манерам, внешности. После скапливания записок доводил все до методичного распорядка. И перебирая скопившиеся записки, углядел перед собой причудливое и занимательное исследование, в котором Пушкин воспрянул как живой.

Книга Павла Щеголева

«Злой рок Пушкина. Он, Дантес и Гончарова». Щеголев популярен как гениальный изыскатель и как талантливый фальсификатор. Его первыми работами стали труды о Владимире Раевском и очерки по событиям социальных передвижений. В промежуток времени с 1905 года по 1917 Щеголев напечатал цепь воспоминаний декабристов — М. А. Фонвизина, Е. П. Оболенского, В. И. Штейнгеля и прочих.

Образцовый изыскательский труд омрачил выпуск фальшивых записок Анны Вырубовой (близкой подружки государыни), который Щеголев сфабриковал совместно с Алексеем Николаевичем Толстым. Тем не менее произведениям об Александре Сергеевиче Пушкине полностью можно доверять. Как раз Щеголев после революции составил, обследовал и проштудировал рассекреченные материалы, напечатал ценные бумаги и документы иностранных политиков, а также коснулся вопроса аудиенции у Николая I.

Отзывы о пушкинском исследовании

2 октября 1981 года в питерском отделении книгоиздательства «Просвещение» было подписано к печати произведение Юрия Лотмана «А. С. Пушкин. Биография писателя». Пособие для учащихся. В начале 80-х годов прошлого века напечатали о «Пушкине» Лотмана отзывы главные критики — пушкинисты Эйдельман, Вацуро, Гордин, Чумаков и прочие.

Произведение издавна считается классикой пушкиноведения, переведено на венгерский, английский, итальянский, немецкий, литовский, польский, эстонский, чешский языки, готовят к изданию книги на корейском. В письменном архиве Юрия Лотмана и Зары Минц сохранились читательские отзывы. Короткое изучение их показало, что секрет популярности «Пушкина» Лотмана в том, что в основании произведения стоит вопрос душевного согласия человека, его осознанного формирования.

Напечатанные в исследовании отрывки писем показывают, что люди, знающие Лотмана, оценили в первую очередь образовательную патетику произведения — талант писателя возвышать читателя до своей умственной и духовной высоты. Читателю в первую очередь показывались идеи Пушкина о предопределении и ценности человека.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
CSNK.RU <Специальная военная операция>
Добавить комментарий