Конъюнктура рынка и факторы, на нее влияющие

 

Каждая компания, которая занимается куплей-продажей товаров, производит оценку ситуации на рынке. Фирма не сможет успешно функционировать, если она будет принимать решения, противоречащие существующей обстановке. Это относится и к мелким, и к средним, и к крупным компаниям.

Конъюнктура – это сложившаяся ситуация на рынке в какой-либо период времени. На нее влияют факторы, определяющие стоимость ценных бумаг, цены, размеры производства, безработицы и т.п.

Когда анализируется конъюнктура рынка, то рассматривается большое количество различных моментов: степень деловой активности, масштабы операций на рынке, размер конкуренции, соотношение предложения и спроса, наметившиеся изменения в экономике отрасли, страны и т.п. Основное воздействие на ситуацию оказывают предпочтения покупателей и возможность производителей удовлетворить возникшую потребность. То есть в первую очередь конъюнктура рынка оценивается с позиции соотношения спроса и предложения. А так как этот процесс имеет стохастический характер, то ситуация постоянно меняется.

Факторы, формирующие конъюнктуру, находят выражение в ряде показателей. Они помогают оценить состояние как отдельных отраслей, так и экономики в целом. Перечень показателей зависит от объекта исследования. Им может быть сегмент, страна, мировая экономика и пр. Рассматриваются показатели отраслей материального производства, кредитно-денежной сферы и товарного обмена.

При анализе материального производства рассматривают:

– объем производства;

– портфель заказов;

– размер занятости;

– поступление заказов;

– объем запасов;

– объем капиталовложений;

– загрузку мощностей;

– фонд заработной платы;

– продолжительность трудовой недели;

– количество безработных;

– объем капиталовложений;

– размер строительства;

– стоимость и количество контрактов на строительство;

– поголовье скота,

– площади под посевами;

– объем производства в сельском хозяйстве;

– продуктивность;

– количество производимых товаров;

– объем грузоперевозок речным, морским, железнодорожным, воздушным и трубопроводным транспортом.

Конъюнктура рынка с позиции товарного обращения расценивается по следующим показателям:

– сумма продаж в оптовой и розничной торговле;

– уровень цен;

– движение запасов продукции в торговой сети;

– объем продаж в кредит;

– размер импорта, экспорта;

– географическое распределение и товарная структура торговли: по странам, регионам и т.п.;

– состояние платежного баланса;

– передвижение валюты и золота.

Рыночная конъюнктура оценивается также по следующим показателям кредитно-денежной сферы:

– эмиссия ценных бумаг;

– учетная ставка различных банков;

– курс акций;

– прибыль монополий;

– движение ссуд;

– бюджет государства и т.д.

Таким образом, конъюнктура рынка оценивается при помощи сложного анализа большого количества показателей. Стоит учитывать, что любой из факторов описывает лишь условное влияние. Например, предложение товаров нельзя показать какой-то единой цифрой. Оно лишь приблизительно может быть оценено компанией. Так и производство измеряется сразу рядом показателей: индексы объемов изготавливаемой продукции, степень загрузки эксплуатируемого оборудования и прочее. При анализе конъюнктуры с позиции цен необходимо учитывать индексы, их справочное и абсолютное значения. При этом показатели могут выступать лишь как приблизительный ориентир, так как они могут значительно расходиться с фактической стоимостью товара. Например, на нефть цена рыночная и справочная может отличаться даже на 30%.

Конъюнктура рынка постоянно меняется под влиянием большого количества факторов. Финансовые аналитики должны быть очень внимательны к переменам, чтобы работа компаний была наиболее эффективной.

 

Источник: fb.ru

Поделиться с друзьями
Оцените автора
Лента Новостей
%d такие блоггеры, как: