Сенсорное развитие детей раннего возраста через игру

Изучая окружающий мир, дети активно задействуют органы чувств. Младенец щупает новую игрушку, внимательно рассматривает ее, пробует на вкус, нюхает, трясет, стучит ею о другие предметы. Первые знания получаются опытным путем, на их основе кроха делает логические выводы, учится размышлять. Ощущения — это основа для умственного воспитания малыша. Поэтому так важно заниматься сенсорным развитием детей раннего возраста.

Что это такое?

Сенсорное развитие — это формирование у ребенка представлений о различных свойствах предметов посредством их обследования, сравнения друг с другом. Изучаются такие понятия, как размер, форма, вес, цвет, вкус, звучание, положение в пространстве, запах объекта.

Все сенсорные ощущения можно разделить на:

  • визуальные (зрение);
  • слуховые;
  • осязательные;
  • вкусовые;
  • обонятельные.

Чувственный опыт карапуза, полученный им до трехлетнего возраста, является ключевым для развития познавательных способностей. Мышление, запоминание, воображение требуют мысленных манипуляций с образами, сформированными в процессе восприятия различных объектов, явлений. Задача взрослых — создать малышам благоприятные условия для исследования основных свойств окружающего мира.

Особенностью сенсорного развития детей раннего возраста является тот факт, что произвольное внимание у них не развито. Ребенок может сосредоточиться только на той деятельности, которая ему интересна. Следовательно, все занятия должны проводиться в форме веселой игры, быть непродолжительными по времени.

Восприятие малышей отличается неустойчивостью. Они обращают внимание только на один, самый яркий признак предмета. Свойства для них пока неотделимы от вещей. Поэтому важно, чтобы ребятишки манипулировали разными предметами, игрушками с одним и тем же признаком (например, цветом). Итогом сенсорного развития детей раннего возраста должно стать накопление разнообразных чувственных представлений, на основе которых начнет формироваться система эталонов.

Сенсорные эталоны

Исследуя окружающий мир, мы сравниваем предметы между собой. В качестве ориентира при этом используются специальные «мерки» или общепринятые образцы тех или иных внешних свойств, качеств объектов. Их-то и принято назвать «сенсорными эталонами».

Дети от 1 до 3 лет знакомятся со следующими понятиями:

  • Цвет. Постепенно вводятся 9 основных цветов.
  • Форма (квадрат, овал, круг, треугольник, прямоугольник).
  • Размер (маленький, средний, большой).
  • Звуки родного языка.
  • Ноты.
  • Вкус (кислый, соленый, горький, сладкий).
  • Запах (сладкий, тяжелый, горький, легкий, свежий).
  • Температура (холодно, тепло).

Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста предполагает, что легко оперировать всеми эталонами они научатся к 5 годам. Однако уже двухлетний ребенок должен:

  • знать и классифицировать предметы по 3-4 основным цветам;
  • ориентироваться в размерах, уметь собирать матрешку, пирамидку из 4-6 колечек;
  • соотносить объемные фигуры с плоскими, уметь вставить деталь сортера в соответствующее отверстие;
  • находить легкий и тяжелый предмет, чашку с холодной и горячей водой;
  • уметь рисовать на бумаге различные линии: горизонтальные и вертикальные, длинные и короткие.

При развитии сенсорных способностей детей раннего возраста следует учитывать, что в 2-3 года все каналы восприятия совершенствуются в ускоренном режиме. Если правильно заниматься с малышом, то уже к 4 годам он сможет:

  • называть и отбирать предметы по 6-9 цветам;
  • расставлять игрушки в ряд по размеру, собирать пирамидку из 8 колец;
  • сравнивать два объекта по длине, ширине, высоте;
  • складывать из 6 частей паззл или разрезанную картинку;
  • группировать предметы на основе общего признака;
  • различать объемные и плоские геометрические фигуры;
  • рисовать линии разной длины в любых направлениях.

Сенсорное развитие детей раннего возраста в ДОУ

Дошкольная педагогика уделяет большое внимание обогащению чувственного опыта воспитанников. В ясельных группах организуется сенсорный уголок, где в свободном доступе находятся:

  • наборы из палочек, брусков, геометрических фигур разных цветов, форм, размеров;
  • дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, грибочки, разборные яйца, шарики, вкладыши);
  • природный материал (шишки, грецкие орехи, ракушки, корки от апельсина, мешочки, набитые зернами кофе, ароматными травами, крупами);
  • книжки из ткани и бумаги разных фактур;
  • выпуклые цифры и буквы;
  • музыкальные инструменты, свистульки, шуршалки;
  • кассеты с классической музыкой, звуками природы;
  • игрушки со световыми эффектами;
  • объемные картинки, штриховки;
  • шнуровки;
  • мозаики и паззлы.

Дети могут использовать материалы для самостоятельной предметной игры, изучая их стихийно. Воспитатель систематизирует накопленный при этом опыт, организует групповые и индивидуальные занятия, ориентируясь на утвержденную программу.

Сенсорное развитие детей раннего возраста по ФГОС охватывает следующие образовательные области:

  • Социально-коммуникативную. Во время игры малыши общаются с воспитателем и сверстниками.
  • Познавательную. Дети учатся классифицировать предметы по цвету, форме, количеству, вкусу, размеру и т. д.
  • Речевую. Ребятишки узнают новые слова, пытаются правильно употреблять их.
  • Художественно-эстетическую. Воспитатель предлагает послушать музыку или стишок, нарисовать картинку, слепить фигурку из пластилина, станцевать.
  • Физическую. Манипулируя различными предметами, игрушками малыши совершенствуют мелкую и крупную моторику.
  • Использование специальных технологий

    Сенсорно-познавательное развитие детей раннего возраста в условиях яслей или детского сада протекает успешнее, если педагогический персонал применяет современные методы, приемы и средства обучения. Широкое распространение получили следующие технологии:

    • Система Монтессори. Она предполагает свободную игру малышей в специально созданной предметно-развивающей среде. Помещение делится на зоны. В одной из них дети овладевают практическими навыками (одевание, застегивание пуговиц, переливание воды и т. п.), в других развивают органы чувств, получают представления о количестве предметов, цифрах, буквах, окружающем мире. Мария Монтессори тщательно разрабатывала специальные дидактические игры: «Розовую башню», формочки-вкладыши, «Коричневую лестницу», шершавые буквы. Но находится место здесь и обычным вещам: тазикам, губкам, салфеткам, крупе, воде. Роль педагога состоит в том, чтобы стимулировать самостоятельные игры детей, учитывая их индивидуальные особенности.
    • Использование конструкторов Lego Dacta. Эта технология сенсорного развития детей раннего возраста включает в себя различные игры по моделированию, воспроизведению заданного образца, работе со схемами. Основой конструктора являются привычные кубики, колесики, фигурки людей, а также специальные детали для изучения цифр и букв. При этом Lego Dacta отличается своей многофункциональностью. Малыши смогут создавать тысячи моделей, знакомясь с цветами, формами, размерами, пространственным соотношением предметов, развивая мелкую моторику.

    • Сенсорные комнаты. Они представляют собой многофункциональные помещения, где психолог приводит профилактическую и коррекционную работу с малышами, применяя приемы цветотерапии, музыкотерапии, игротерапии, сказкотерапии. Здесь расположены сухие бассейн и душ, мягкие модули, тактильные и музыкальные панно, сенсорные дорожки, песочницы, фитболы. Звучит красивая музыка. В комнате может присутствовать зона с приглушенным светом, где дети любят расслабляться. При этом ребятишки не только обогащают свои сенсорные представления, но и избавляются от стрессов, справляются со страхами.

    Особенности сенсорного развития детей раннего возраста в домашних условиях

    Не все малыши 1-3 лет посещают детский сад. В этом случае задача сенсорного развития крох ложится на плечи родителей. К сожалению, некоторые мамы и папы не понимают важности такой работы. Им кажется, что если малыш слышит, видит, чувствует запахи и вкус, то сам наберет необходимый опыт. Однако эксперименты показали: без активного участия взрослого полученные впечатления остаются поверхностными и неполноценными. Ребенок еще не умеет выделять главное, теряется в обилии ощущений.

    Другой ошибкой современных мам и пап является стремление поскорее засадить маленьких детей за учебники, научить читать, писать, узнавать фрукты на картинках и по памяти перечислять планеты Солнечной системы. Такие родители забывают, что для развития мозга однотипной интеллектуальной информации недостаточно. В раннем возрасте необходима интенсивная сенсорная стимуляция. Именно она заставляет работать все участки головного мозга, обеспечивает правильное взаимодействие между ними.

    Родителям следует задуматься о самообразовании по сенсорному развитию детей раннего возраста. Правильно организованная среда, специальные игры избавят кроху от многим проблем с поведением, обучением, координацией движений и развитием речи.

    Как организовать домашние занятия?

    В обычной квартире нет такого обилия средств сенсорного развития детей раннего возраста, какие имеются в детском саду. Однако при правильном подходе родители могут создать для своего ребенка интерьер, направленный на активацию чувственных ощущений. Текстурные обои, различные варианты освещения, ночник с проектором, шуршащие занавески, массажные коврики, подушки, набитые крупой и ароматными травами, — и вот домашний вариант сенсорной комнаты готов.

    Безусловно, при проведении занятий понадобятся дидактические игрушки: пирамидки, матрешки, мозаики, конструкторы, пазлы и шнуровки. Однако многие игры для развития сенсорных способностей детей раннего возраста можно сделать своими руками из подручных материалов. Дети любят использовать вместо привычной мозаики пуговицы, крышки от бутылок. Геометрические фигуры можно вырезать из картона. Насыпав в воздушные шарики разные виды круп, мы получаем тактильный тренажер.

    Методика сенсорного развития детей раннего возраста предполагает использование игровых форм обучения. Рассмотрим основные из них:

    • Игры-поручения. Они предполагают выполнение ребенком интересных заданий взрослого. Любой малыш согласится выловить сачком шарики из воды или вырыть в песке норку для игрушечной мышки.
    • Игры-прятки. Детям нравится, когда предмет появляется и исчезает. Покажите крохе двухместную матрешку, погремите ею. Создайте интригу: что же там внутри? Обнаружение маленькой матрешки вызовет у ребенка бурный восторг, и он с удовольствием будет снова прятать и находить ее, одновременно изучая размеры.
    • Игры с разгадыванием. Неизвестное всегда привлекательно. Завяжите малышу глаза и попросите угадать предмет на ощупь, фрукт по вкусу, музыкальный инструмент по звуку.
    • Игры по моделированию, когда с помощью кубиков, мозаики, конструкторов малыш воспроизводит образы реальных предметов.

    Развиваем все виды восприятия

    Наглядные методы широко применяются для сенсорного развития детей раннего возраста. Дидактические игры в своем большинстве предполагают задействование именно зрительного канала. Другим видам восприятия большого внимания не уделяется. Как исправить такое положение дел?

    Рассмотрим разные каналы восприятия, а также игры, которые помогут их развитию у малышей. Итак, информацию об окружающем мире дети получают через:

    • Вестибулярные ощущения. От их развития зависит умение ребенка держать равновесие, управлять своим телом. Очень важно, чтобы малыш катался на каруселях и качелях, прыгал на батуте, лазал по шведской стенке, бегал, кувыркался.
    • Тактильные ощущения. Для их развития отлично подходят игры с водой, песком и крупой, рисование, лепка из пластилина или теста. Не запрещайте крохе трогать все, что только можно: воду в луже, траву, камешки, кору деревьев. Чаще обнимайте, гладьте ребенка, играйте в «кучу малу» и пальчиковые игры.

    • Обоняние. На прогулке предлагайте малышу понюхать цветы, траву, кору деревьев. Отгадывайте по запаху предметы, продукты, учитесь классифицировать их на съедобные и несъедобные. Зажгите ароматическую палочку, перемещайте ее и просите малыша с закрытыми глазами определить, откуда пахнет. Создайте коллекцию пищевых ароматов, разложив специи по баночкам. Ищите одинаковые.
    • Слуховое восприятие. Малыши должны слушать классическую музыку, звуки природы (пение птиц, шум ветра, журчание воды). Гремящие баночки с крупой, оркестр из бутылок — все это чрезвычайно полезно для сенсорного развития детей раннего возраста. Через игру научите ребятишек различать звуки. Организуйте «угадайку», с завязанными глазами определяя музыкальный инструмент или предмет, по которому ударили палочкой.
    • Вкусовые ощущения. Готовьте разнообразные блюда. Просите ребенка закрыть глаза и по вкусу угадать фрукт, овощ, состав сегодняшнего меню. Разложите в баночки специи: ванилин, соль, лимонную кислоту, сахар. Попросите найти сладкий или кислый вкус, подобрать пару, убрать лишнее.

    Игры для ребятишек от 1 года до 2 лет

    В этом возрасте малыши активно исследуют мир, осваивают пространство, изучают функции предметов. Их достаточно легко заинтересовать новым занятием, но усидчивости карапузам не хватает. Вы можете предложить крохе следующие игры для сенсорного развития детей раннего возраста:

    • «Что в ведерке?» Сложите в детское ведро игрушки 3-4 цветов, закройте крышку и позовите малыша. Вместе вытаскивайте по одному предмету, бурно радуясь каждому: «Смотри, это красная машинка! Какая красивая! А это — голубой кубик! Правда, замечательный?» Разложите все предметы в ряд, подержите их в руках, полюбуйтесь и спрячьте обратно.
    • «Кто как кричит». Найдите аудиозаписи со звуками животных и картинки с их изображением. Предложите малышу послушать кассету и показать, кто сейчас кричал.
    • «Поймай зверька». Ребенок закрывает глаза, мама проводит мягкой игрушкой по любой части его тела. Малыш должен отгадать, где бегал зверек.
    • «Волшебный мешочек». В тканевый мешок сложите три знакомых ребенку предмета. Например, книжку, мячик, кубик. Достаньте их, рассмотрите, сложите обратно. Попросите кроху достать на ощупь названный вами предмет.
    • «Горка». Согните картон пополам. Получилась горка. Катайте с нее шарики, машинки, маленьких пупсов. Поставьте перед горкой кубик, понаблюдайте, как игрушечный автомобиль в него врезается.
    • «Коробочки». Возьмите несколько коробочек с разными крышками. Пусть они откручиваются, поднимаются, отодвигаются при открытии. Внутрь спрячьте мелкие игрушки, бусы, шарики. Предложите малышу найти внутри коробочек сюрприз.
    • «Рупор». Из картона сверните конус. Издавайте через него разные звуки.

    Игры для малышей 2-4 лет

    Третий год жизни — самый благоприятный период для совершенствования каналов восприятия ребенка. Существенно расширяется перечень игр для сенсорного развития. Детям раннего возраста можно предложить следующие забавы:

    • «Найди пару». В воздушные шарики насыпьте разные наполнители: сахар, гречку, муку, горох, фасоль. Пусть малыш подберет пары, одинаковые на ощупь.
    • «Одень куклу». Пары носков или перчаток перемешивают, ребенок должен найти одинаковые по цвету и узору.
    • «Чувствую спиной». Взрослый рисует на спине карапуза геометрические фигуры, которые нужно угадать.
    • «Закрой окна». Из картона делаются домики 4 цветов с окошками разных геометрических форм. Их надо закрыть правильными «ставнями».
    • «Где музыка?». Звучащую игрушку прячут в комнате, заводят мелодию, и ребенок ищет ее.
    • «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, надевают варежки и предлагают на ощупь узнать человека или предмет мебели.
    • «Душистые мешочки». Тканевые мешочки наполняют засушенными травами. Дают ребенку понюхать один из них, например, с лавандой. Теперь с завязанными глазами надо найти этот же запах.
    • «Определи на вкус». Пусть малыш с закрытыми глазами пробует продукты и отгадывает: фрукт это или овощ, сырое это или вареное, булочка или хлеб.

    Проведение диагностики

    Тесты, призванные оценить уровень сенсорного развития детей раннего возраста, не охватывают всех направлений работы. Как правило, они выявляют, насколько сформированы у малышей таких понятия, как «форма», «цвет», «размер», «часть и целое». Вы можете проверить своего ребенка, взяв за основу задания из таблицы.

    Задания для детей 1,5-2 года 2-2,5 года 2,5-3 года 3-4 года
    Вкладыши с геометрическими фигурами Вложить 3 фигуры Вложить 4 фигуры Вложить 5 фигур Вложить 6 фигур
    Сгруппировать предметы по цвету 2 цвета 3 цвета 4 цвета 6 цветов
    Сложить пирамидку одну из 5 колец одного размера две разного цвета из 3 колец (красный, синий) три разного цвета из 3 колец (красный, синий, желтый) одну из колец разного цвета и размера
    Сложить матрешку нет Двусоставную Трехсоставную Четырехсоставную
    Сложить паззл нет из 2 частей из 3 частей из 4 частей
    Группировать предметы по форме в ведерко сложить разноцветные шарики, в коробку — разноцветные кубики нет нет нет
    Группировать предметы одного цвета по величине Дается по 2 больших и маленьких кубика нет нет нет

    По итогам диагностики сенсорного развития детей раннего возраста делаются выводы. Возможно, ваш малыш:

    • Развивается с опережением. Такие дети с интересом выполняют задания, действуют точно, сами замечают и исправляют допущенные ошибки. При минимальной помощи взрослого справляются с упражнениями для более старшей возрастной группы.
    • Развивается в соответствии с возрастными нормами. Ребенок заинтересован, выполнил не менее 4 заданий, ошибки находит с помощью взрослого. С его помощью справился с упражнениями для ребят постарше, допустив небольшие неточности.
    • Немного отстает от сверстников. Такие малыши не заинтересованы в получении результата, ошибки исправлять не хотят, задания выполняют неточно. При этом им под силу упражнения для детей более младшего возраста.
    • Сильно отстает в развитии. Ребенок не понимает сути заданий, хаотично играет с предметами, не может выполнить упражнения для более младшей возрастной группы.

    Сенсорное развитие детей раннего возраста — залог их счастливого будущего. Накапливая чувственный опыт, ребенок подготавливает почву для успешного интеллектуального развития, открывает собственные таланты, развивает речь и учится взаимодействовать с окружающими людьми.

    Источник: fb.ru

    %d такие блоггеры, как: