Когда начинает разговаривать ребенок: теория и практика

Мамы нередко очень обеспокоены ситуацией, когда соседский малыш, ровесник собственного ребенка, уже вовсю произносит первые слова, а от своего чада не слышно ни звука. Ситуацию накаляют и врачи, отчего-то очень полюбившие ставить диагноз «задержка речевого развития» всем, кто хоть немного не дотягивает до принятых еще в советские времена нормативов.

На самом деле, все малыши растут и учатся по-разному, и если нет явно выраженных проблем со здоровьем, беспокоиться о том, что с ребенком что-то не так, не стоит. Одни дети начинают рано ходить, другие говорить, третьи осваивать еще какие-то навыки. Лучше направить свои усилия на то, чтобы помочь малышу произнести свои первые слова, а затем и предложения. Но обо всем по порядку.

Когда начинает разговаривать ребенок? Официальная версия

Если верить уже упомянутым нормативам, то в годовалом возрасте малыш должен владеть активным словарем, состоящим минимум из пяти слов. К полутора заметно возрастает его пассивная речь, то есть понимание того, о чем говорят взрослые. В два года ребенок должен быть в состоянии строить простейшие предложения. Как минимум, они должны состоять из двух слов. Ну а в два с половиной дети просто обязаны читать стихи наизусть.

К трем годам малыш должен уметь склонять существительные и спрягать глаголы. В четыре с половиной или пять у него должны исчезнуть проблемы с произношением звуков «р», «л».

Между тем, многие специалисты отмечают, что в последнее время данные возрастные нормы смещаются, и не в сторону более раннего начала речи, а наоборот. Причин этому масса.

Когда начинает разговаривать ребенок? Факторы, оказывающие влияние на становление речи

Во многом то, когда ребенок произнесет первые слова, зависит от других членов семьи, с которыми он проживает в одном доме, в особенности от мамы. Так, живое общение, частое обращение к малышу, напевание песен способствуют ускорению речевого развития.

Немалое влияние на момент, когда ребенок начинает разговаривать, оказывают его старшие братья и сестры. Часто младшие дети в семье опережают в развитии старших, и это касается не только долгожданного первого слова. Все дело в дополнительной мотивации, которая появляется в данном случае, ведь малышу есть на кого равняться.

Иногда родители, не ведая того, сами откладывают долгожданный момент, когда с любимым чадом можно будет вести диалог. Происходит это в том случае, если все просьбы ребенка, поступающие в любой форме (топанье ножкой, жест или полуслово), выполняются незамедлительно. У малыша в этом случае просто нет стимула к тому, чтобы учиться говорить правильно. Родителям в этом случае следует отказаться от такого способа общения. Второй пример, это когда родственники, считая, что ребенок еще совсем маленький, общаются с ним на «детском языке», даже когда его возраст приближается к трехлетней отметке. Слова «бибика», «нака», «ава» и прочие подобные должны навсегда уйти из лексикона взрослых, едва малышу исполнится полтора года.

Еще один фактор, влияющий на то, когда начинает разговаривать ребенок, – его социализация. Сегодня появилось немало противников детских садов, считающих, что до школы ребенка можно большему научить дома. Но даже ежедневные занятия не заменят ему живого общения со сверстниками. Очень многие родители признают, что их двухлетний малыш, который два слова связывал с трудом, пойдя в садик, стал говорить намного больше и правильнее.

Когда начинает разговаривать ребенок: наследственные особенности

Все дети индивидуальны. И за доказательствами ходить далеко не нужно. Если обратить внимание на сверстников, копошащихся на детской площадке, можно заметить, что одни не вылезают из песочницы, других не утащишь с качелей, а третьи просто носятся сломя голову всю прогулку.

То же самое и с речью. Если кто-то из родителей до трех лет был малообщительным и неразговорчивым, малыш может иметь те же особенности развития. Конечно, данная ситуация совсем не обязательна, но вполне возможна и объяснима.

Ребенок плохо говорит: как исправить ситуацию

Если ребенок отстает от норм в развитии речи, первое, что следует исключить — возможные проблемы со здоровьем. Для начала можно просто понаблюдать за малышом: прислушивается ли он к речи взрослых и понимает ли ее. Ну а второй шаг – консультация специалиста.

Если никаких видимых причин нет, следует больше уделять времени своему ребенку: читать стихи, например Агнии Барто, посещать общеразвивающие занятия для малышей, играть в пальчиковые игры и разговаривать ним, не заставляя его произносить новые слова, а вызывая желание это сделать. И тогда он обязательно порадует вас своей речью.

Источник: fb.ru

%d такие блоггеры, как: