Фуникулер — это море эмоций. Как работает фуникулер: устройство, протяженность, высота. Самые известные фуникулеры в Киеве, Владивостоке, Праге и Барселоне

Жители некоторых городов мира могут похвастаться тем, что есть на их малой родине такая достопримечательность, как фуникулер. Это не просто транспортное средство. Его можно уверенно назвать аттракционом, в котором утилитарная функция подъема сочетается с развлечением.

Как устроен фуникулер?

Принципиальное устройство фуникулера характеризуется его названием (слово «фуникула» переводится как веревка с латыни и итальянского языка). Он состоит из тяговой системы и вагончиков, обычно движущихся по встречным направлениям. Такая схема позволяет уравновешивать нагрузку. Инженерное сооружение также включает в себя рельсы, редукторы, электроприводы и систему торможения, в том числе аварийную, приводящуюся в действие автоматически, если канат оборвется или возникнет иная внештатная ситуация. Конструкции фуникулеров разнообразны, в каждом из городов они строились по собственному проекту, с уникальной архитектурой станций и дизайном подвижного состава.

Возрожденный Одесский фуникулер

К примеру, в Одессе, рядом с Гигантской лестницей (позже переименованной в Потемкинскую), с 1902 года действовал фуникулер, первый в Российской империи. В 60-е годы XX века на его месте был смонтирован эскалатор, наподобие тех, что работают в метро. Пропускная способность увеличилась, но излишне современный вид плохо сочетался с историческим обликом южного города. В конце концов современная «бегущая лестница» износилась, и теперь на прежнем месте вновь заработал фуникулер. Это сооружение пользуется заслуженным успехом у одесситов и гостей города, с него открывается чудесный вид на порт и гавань, к тому же он облегчает путь к Приморскому бульвару, ведь подъем по 192 ступеням для некоторых людей, особенно пожилых, дело утомительное.

Трамвай в Сан-Франциско – образец для фуникулера во Владивостоке

Фуникулер во Владивостоке задумывался как одна из мер по превращению этого замечательного приморского города в «советский Сан-Франциско». Во время визита в США, состоявшегося в 1959 году, Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев был впечатлен системой городского транспорта этого калифорнийского мегаполиса, не имеющей равной во всем мире. Как и Владивосток, Сан-Франциско расположен на местности со сложным рельефом, и совершать пешеходную прогулку по нему довольно тяжело, приходится то подниматься, то спускаться по крутым склонам. Обычному городскому транспорту некоторые из таких восхождений могли оказаться не под силу, и тогда было принято интересное решение. Все городские трамваи Сан-Франциско движутся по рельсам, между которыми проложен канат. Чтобы остановить вагон, вожатый должен разомкнуть соединительное устройство и нажать на тормоз, а движение начинается при выполнении обратных действий. Трудно даже точно определить, фуникулер это или трамвай, но работает эта система замечательно, а в качестве подвижного состава используются реставрированные старые вагоны без моторов, привезенные из разных стран, что придает любой поездке характер веселого приключения.

Фуникулер – достопримечательность «Владика»

Возможно, что сданный в эксплуатацию в 1962 году фуникулер во Владивостоке и уступает по масштабам и разветвленности американскому, но он тоже очень хорош. Единственный на Дальнем Востоке, он соединяет бухту Золотой Рог с сопкой Орлиной по улице В. Сибирцева. По нему любят добираться до Высшего Технического училища студенты, туристы непременно посещают эту достопримечательность, а жители города преодолевают крутую горку, если им не хочется идти по лестнице «тысяча и одна ступенька» (на самом деле их 368, но это тоже много). Подъем на фуникулере на высоту 70 м длится полторы минуты, за это время он преодолевает 183 м пути. Таким образом, средний уклон превышает 22 градуса, что немало.

Фуникулеры в Праге – дорога для влюбленных

В отличие от современного и крайне полезного для местных жителей Владивостокского фуникулера, в столице Чехии железная дорога на гору Петршин является исключительно развлекательным аттракционом, да и возраст у нее почтенный — она начала работать в 1891 году. Одновременно с ней был открыт еще один знаменитый фуникулер в Праге, на холме Летна. Маршрут движения романтичен и живописен. На его 510-метровой протяженности вагон преодолевает небольшой тоннель под стеной старой крепости, а на конечной остановке посетителей, кроме обзорной башни, ожидает скульптура, посвященная поцелую. Это излюбленное место свиданий молодых пражан.

Барселонские фуникулеры

«Тибидабо» – старейший фуникулер в Барселоне (а всего их три). Маршрут его ведет на вершину горы, в честь которой он назван, другая станция расположена на улице д-ра Андреу. На Тибидабо идет еще один канатный поезд — «Вайвидрера», который отправляется со станции Peude, но он намного меньше, вмещает только полсотни пассажиров. Высота подъема у обоих фуникулеров примерно одинакова, более 160 метров, но протяженность различна (1152 и 729 метров соответственно), из чего следует, что движение происходит при разной крутизне склона. Поэтому более пологий «Тибидабо», несмотря на почтенный возраст (он эксплуатируется с 1901 года), берет четыре сотни пассажиров, а его младший собрат Peude — в восемь раз меньше.

Фуникулер Монтуика – городской транспорт и аттракцион одновременно

Третий фуникулер — «Монтуика» — является частью муниципального транспорта Барселоны, он автоматический и скоростной. Его назначение — соединять местную канатную дорогу со станцией метро «Параллель». Трасса очень красиво расположена, ее 758-метровый маршрут проходит между буйными зарослями и поднимает пассажиров на высоту 76 метров. Достойно подражания стремление городской администрации Барселоны к тому, чтобы достопримечательность приносила в казну как можно больше средств. Паломничеству туристов способствует развитая инфраструктура, насыщенная ресторанами, кафе и прочими развлекательными заведениями, которые создают все условия для наслаждения прекрасными видами, открывающимися с горы Монтуика. Построен фуникулер в Барселоне по случаю проходившей там в 1929 году всемирной выставки, но прекрасное техническое состояние позволило использовать его в качестве олимпийского объекта через шесть с лишним десятилетий.

Киевский фуникулер – идея и воплощение

Фуникулер в Киеве – один из символов города. Ему довелось пережить множество исторических потрясений. Революция, гражданская война, директория, махновщина, австрийская интервенция, украинская республика, разруха, Великая Отечественная и парочка «майданов» – вот лишь неполный список событий, через которые прошел Киевский канатный подъемник. А началась его жизнь в 1905 году, когда после двухлетнего строительства «Бельгийское акционерное общество» приняло его в эксплуатацию. Авторы проекта, русские инженеры Н. И. Барышников и Н. К. Пятницкий, планировали длину в четверть километра, но хозяин одного из домов в нижней части трассы отказался продавать свою недвижимость городским властям, и пришлось пересмотреть замысел, укоротив путь на полсотни аршин. Однако общая задача, а именно облегчение жизни киевлян, вынужденных подниматься с Подола по тропинкам и лестницам с сотнями ступеней, была решена. Трамвай по крутым киевским холмам пройти не мог. После Одессы Киев стал вторым городом в России, система благоустройства которого включала в себя такое электромеханическое чудо, как Михайловский подъем (так изначально назвали это техническое новшество).

Второе рождение Киевского фуникулера

Киевский фуникулер работал в первозданном виде до 1928 года, когда во время регламентных работ произошел срыв одного вагончика, который, покатившись по рельсам, разбил второй. При этом инциденте, к счастью, пострадавших не было, но сооружение потребовало серьезной реконструкции. Замене подверглись подвижной состав, канатные линии и тормозная система. Кроме того, нижняя станция была наконец перенесена, а маршрут удлинен еще на 38 метров. Силовой агрегат, состоящий из двух электродвигателей постоянного тока швейцарского производства (по 65 л. с., 1903 года выпуска), а также шкив канатного привода прослужили до 1984 года.

В 1986 году была завершена третья капитальная реконструкция, которой за свою историю подвергся Киевский фуникулер. Это сооружение теперь поднимает вагон с сотней пассажиров на высоту 75 м со скоростью 2 м/с. Значительно возросла энерговооруженность, мощность установленного двигателя составляет 100 kW. Общая длина рельсового пути достигла 222 м. Вагончики отправляются каждые семь минут. Ежедневно примерно 15 тысяч пассажиров пользуются этим удобным видом передвижения.

Работы по совершенствованию фуникулера проводятся регулярно, они касаются повышения безопасности и улучшения информированности пассажиров. Большое внимание уделяется и эстетической стороне, ведь это сооружение давно стало частью исторического облика украинской столицы.

Источник: fb.ru

%d такие блоггеры, как: