Должность — это не просто штатная единица, а основная характеристика обязанностей сотрудника

По определению должность — это своеобразная характеристика сотрудника, определяющая его функциональные обязанности и зоны ответственности. Если же рассматривать штатное расписание в целом, то у данного понятия получается более широкое значение.

Чем занимаемая должность отличается от профессии

Получая образование, студент, как правило, намеревается в дальнейшем работать по специальности. Однако же зачастую конъюнктура рынка труда за 5 лет обучения меняется. Так что многие бывшие студенты идут работать не совсем на те должности, занимать которые они рассчитывали на первом курсе. Но даже в том случае, когда молодой специалист находит себе именно то место в жизни, к которому он стремился на протяжении 5 лет, занимаемая им должность не всегда будет соответствовать профессии.

Например, обучаясь в институте или ином заведении на юридическом факультете и получив диплом специалиста гражданского права, выпускник вряд ли найдет предприятие с подобной должностью в штатном расписании. Скорее всего, он будет назначен юрисконсультом (возможно, младшим, из-за отсутствия опыта). Аналогично обстоят дела и в иных сферах.

А случается это по причине отсутствия синхронизации между перечнем возможных профессий, которые могут быть указаны в дипломе, и должностей, вводимых в штатное расписание и указываемых в трудовой книжке. На самом деле, эта разница не столь принципиальна. Ведь если следовать логике, и специалист по гражданскому праву, и юрисконсульт — это одно и то же. Говоря простым языком, профессия — это то, чему человек научился, а должность — это то, чем он на самом деле занимается. Первая вписывается в диплом, вторая — в трудовую книжку.

Несоответствие должности выполняемым функциям

К сожалению, не столь редки ситуации, когда штатное расписание предприятия или организации не позволяет ввести еще одну единицу, а фактическая необходимость в ней имеется. Поступить в таком случае можно, добиваясь ее введения или же приняв сотрудника на другую должность. Например, в региональном представительстве крупной компании есть только одна единица секретаря (у руководителя). Его заместитель также нуждается в референте, а один сотрудник со всеми обязанностями не справляется. Головной офис категорически отказывается вводить дополнительную должность референта, мотивируя экономией на оплате труда.

Тогда заместитель (с согласия руководителя) принимает сотрудника на должность, например, ИТ-специалиста, но при условии, что тот будет выполнять функции секретаря. Казалось бы, никакой разницы нет, ведь должность — это не главное. Сотруднику куда важнее уровень оплаты, график работы и функции. Но, поработав в таком режиме какое-то время, референт может захотеть сменить работу. В этой ситуации ему будет довольно проблематично доказать опыт в области делопроизводства. Ведь тот факт, что он работал секретарем, известен лишь ему и непосредственному руководству. В трудовой книжке его должность — это ИТ-специалист. И хорошему референту в новой должности могут попросту отказать (ведь его руководство не заинтересовано в потере сотрудника).

Несколько советов соискателям

Устраиваясь на новое место работы или перемещаясь в пределах одной организации, нужно интересоваться не только уровнем оплаты, режимом работы и условиями труда (что, бесспорно, важно). Не помешает уточнить, как именно называется новая должность и каким образом она будет в будущем записана в трудовую книжку.

Источник: fb.ru

%d такие блоггеры, как: