♀ «Грузозахватные приспособления и тара»♂

Во многих сферах промышленности, производства, а также в процессе складского обслуживания требуется вспомогательное оборудование для манипуляций с различным грузом. В широком понимании грузозахватные приспособления включают крюки, стропы, такелажные устройства, траверсы и другие механизмы, выполняющие задачи фиксации. Некоторые модели также осуществляют подъемные операции, что повышает их функциональность. Обычно конструкции грузозахватов предусматривают наличие элементов тали, крана, лебедки и крюков, рассчитанных на выполнение ручных подъемно-транспортных мероприятий. В свою очередь, тара выступает дополнительным или же самостоятельным приспособлением, которое позволяет хранить или транспортировать груз.

Сфера применения

Грузозахваты, как и тара, обычно используются персоналом, который работает с кранами. Сотрудники транспортных и промышленных предприятий, среди которых машинисты, крановщики, слесари и операторы, также обеспечивают и поддержание работоспособности данного оборудования. Но в подавляющем большинстве грузозахватные приспособления и тара используются стропальщиками и другими специалистами, которые управляют крановыми установками посредством радиоканалов. Кроме того, они осуществляют осмотр технического состояния приспособлений перед тем, как их использовать.

Устройство грузозахватов

Конструкция грузозахватов, как правило, включает два базовых элемента: соединительный и непосредственно устройство зацепа. Первый компонент обеспечивает косвенную или прямую сцепку крана с захватом. Это соединение может производиться за счет аналогичного механизма на кране или посредством траверсы через ее металлоконструкцию. Элемент также носит названия канатного или цепного механизма, звена и скобы. Не менее ответственной частью, на которой базируются грузозахватные приспособления и тара, является зацеп, который напрямую контактирует с обслуживаемым грузом. Устройство может применяться и в качестве самостоятельного приспособления. Благодаря возможности отсоединения конструкции от подъемной машины и самого груза она называется съемной.

Классификация грузозахватов

Представляя обширную группу устройств, грузозахваты различаются по множеству характеристик. Так, в зависимости от назначения бывают универсальные и специальные модели, а по роду производимых операций – манипуляционные, балансирные и удерживающие. Кроме этого, приспособления дифференцируются по конструкции, которая, в свою очередь, обуславливает тип удержания груза. Например, эксцентриковые, рычажные и клиновые грузозахватные приспособления обеспечивают зажимную фиксацию, грейферы позволяют зачерпывать сыпучую массу, а классические модификации с траверсами поддерживают груз. Существуют и другие модели, но их используют реже. В частности, электромагнитные устройства действуют за счет притяжения, что позволяет их применять лишь в особых условиях.

Тара в системе грузозахвата

Наряду с фиксацией и подъемом грузов, на предприятиях полного цикла обычно предусматриваются условия для их складирования, перемещения и хранения. Для выполнения данных операций и служит многооборотная тара – в сущности, емкость, дополняющая грузозахватные съемные приспособления посредством специальных фиксаторов. В ее изготовлении применяются разные материалы – это, к примеру, могут быть металлические или полимерные (в современных исполнениях) приспособления. В некоторых вариантах применяется комбинированная основа из металла и древесины. От традиционных способов хранения такие устройства отличаются наличием механизмов зацепки. С помощью их и выполняются операции по захвату груза.

Разновидности тары

В зависимости от предприятия или организации, предполагается обслуживание грузов с определенными характеристиками. Помимо этого, различаются условия и технические возможности осуществления фиксации, подъема и хранения. Следовательно, есть несколько моделей тары, которые могут применяться в тех или иных случая, как, впрочем, и грузозахватные приспособления, классификация которых значительно шире. Важно отметить, что представители одного типа в удерживающем оборудовании нередко имеют оптимально подходящие виды емкостей – то есть, необходимо соотносить по характеристикам приспособления из двух категорий.

Для обслуживания грузов небольшого веса и габаритов используется мягкая тара. Это недорогой и самый простой вариант, представленный в виде тюков, сеток, мешков и кульков. В категорию полужесткой тары включаются решетки, бадьи и корзины, обслуживание которых обеспечивают грузозахватные съемные приспособления с более высокой прочностью (металлические). Такие устройства подходят для транспортировки насыпных грузов. Жесткая тара применяется, если необходимо принять нагрузки и от сторонних сил. В эту группу входят высокопрочные мульды, контейнеры, бочки, коробки и другие разновидности емкостей, способные обеспечить сохранность груза от механических воздействий.

Проверка работоспособности грузозахватов и тары

Поскольку грузоподъемные и удерживающие манипуляции предполагают высокую ответственность, используемое оборудование должно соответствовать эксплуатационным нормативам. Существует два способа проверки устройств, на основе которых выносится заключение об их готовности к использованию. Во-первых, это ревизия технического состояния, которая предусматривает осмотр грузозахватных приспособлений и тары непосредственно владельцем. Во-вторых, это обследование механизмов, которое проводится экспертной комиссией. Обычно подобные мероприятия имеют место на промышленных объектах, чей род деятельности связан с опасными производственными процессами. В качестве дежурной профилактики стоит отметить и ежесменный зрительный осмотр оборудования, выполняемый стропальщиками перед работой.

Процедура осмотра

В соответствии с правилами, осмотр съемных грузозахватных приспособлений предусматривает создание оптимальных условий для выявления дефектов и проверки технических возможностей конструкции. Например, проверке подвергается оборудование, которое пребывает в рабочем состоянии и на момент обследования закреплено на соответствующем кране. Стропы могут осматриваться в специальном месте. Если предусматривается обследование большого количества экземпляров, то необходимо выполнить их сортировку по типу, характеристикам и грузоподъемности. Обычно стропы проверяются недалеко от места эксплуатации с расчетом на дальнейшее применение.

Емкости, как весьма ответственный компонент всей системы удерживания и подъема, также требует внимания к своему состоянию. Тара, как и основные грузозахватные приспособления, должна иметь соответствующие ей технические документы. В целях упрощения осмотра необходимо предусмотреть доступность к элементам, предназначенным для транспортировки тары. Ее проверяют в отрыве от места эксплуатации, то есть возможен осмотр без использования специального крана. Однако, это не значит, что в каждом случае исключается тестирование возможностей тары на способность работать с грузозахватным приспособлением – для этого и предусматриваются инструменты подвешивания.

Возможные дефекты

В процессе проверки возможно выявление многих изъянов и повреждений в оборудовании, наличие которых не предполагают его дальнейшую эксплуатацию. В частности, осмотр грузозахватных приспособлений может обнаружить трещины в металлической конструкции или сварочных швах, следы коррозии, расслоение каркаса и т. д. У грейферов нередко обнаруживается недостаточность эластичных уплотнений, а также отсутствие герметичности. Относительно тары возможна неработоспособность фиксирующих и запорных механизмов с риском произвольного раскрытия емкости в процессе подъема или разгрузки, но чаще встречаются признаки коррозии или истирания с выраженной деформацией.

Ремонтные мероприятия

После фиксации отклонений от нормы технического состояния грузозахватных приспособлений возможно проведение восстановительного ремонта. Но это допускается не во всех случаях, поэтому бракованные съемные грузозахватные приспособления и тара нередко подвергаются утилизации. К работам, которые обычно производятся в формате восстановления, относится сварка ответственных компонентов (захваты, рычаги, петли и т. д.), правка отдельных частей, заделка окончаний на канатах, проведение замены фиксирующих элементов и другие мероприятия. После этого проводятся испытания и дается оценка пригодности оборудования к дальнейшей работе.

Источник

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Агрегатор Новостей