РДА — это… Диагностика РДА, причины развития, диагностика и лечение

Ежегодно растет число детей, которые имеют диагноз РДА — это ранний детский аутизм. Данной патологией страдает каждые двадцать шесть человек из десяти тысяч во всем мире. Такое явление требует точных знаний по диагностике проблемы, выявлению причин ее развития, а также применению эффективных методов коррекции. В странах СНГ система помощи необычным детям развита очень плохо, ребенок с таким диагнозом обычно находится на учете у психоневролога. В европейских странах РДА выводят из категории психических заболеваний, определяя его в качестве всестороннего расстройства развития ребенка.

Описание проблемы

Ранний детский аутизм (РДА) — это расстройство развития, в основе которого лежит нарушение коммуникации, поведения и социального взаимодействие ребенка. Сюда также входят проблемы в освоении навыков самообслуживания, в развитии речи, расстройство моторики. Патология проявляется в замкнутости ребенка, избегании контактов с людьми, патологических моторных реакциях, повторяющемся поведении, нарушении речи.

Впервые заболевание начинает проявляться в возрасте около трех лет, иногда патология сопровождается умственной отсталостью. В возрасте после пяти лет синдром РДА никогда не развивается, поэтому возникновение симптоматики заболевания может свидетельствовать о развитии у ребенка шизофрении или иных психических отклонений. Поэтому в данном случае нужно пройти комплексное обследование.

Характеристика патологии

Характеристика РДА заключается в следующем:

  • Замкнутость, трудности в установлении эмоциональных контактов при взаимодействии с внешним миром и людьми.
  • Стереотип в поведении, что проявляется в однообразных действиях ребенка. Он может, например, регулярно взмахивать руками или постоянно вертеть в руках какой-то предмет, быстро и ритмично перелистывать книжку. В разговоре и игре можно проследить доминирование одной и той же темы. Также дети с РДА сопротивляются нововведениям в их жизненный порядок.
  • Задержка и расстройство речи, в частности, коммуникативных способностей. Ребенок в данном случае может иметь хороший словарный запас, уметь формулировать свои мысли, но он избегает разговоров, не реагирует на вопросы, которые ему задаются. При уединении ребенок может разговаривать сам с собой, обращаясь к себе на «ты» или «он».
  • Развитие РДА и проявление вышеперечисленных расстройств происходит до трех лет.
  • Причины развития патологи

    В современной медицине до конца не выяснены причины развития аутизма у детей. Существует множество гипотез возникновения патологии. Генная теория говорит о том, что особенности РДА связаны с генетическими нарушениями, которые могут передаваться по наследству. По статистике в 3 % случаях заболевание передается по наследству детям от одного из родителей, вероятность рождения второго ребенка с данными проблемами составляет около 9 %. Также у таких детей нередко диагностируются другие генетические патологии, например нейрофиброматоз Реклингхаузена, фенилкетонурия или гипомеланоз Ито.

    Тератогенная теория утверждает, что заболевание развивается в результате воздействия разных негативных внутренних и внешних факторов на беременную женщину, в результате чего происходит нарушение ЦНС плода, что приводит к развитию патологии в будущем. К негативным факторам в данном случае относят внутриутробные инфекции, канцерогены, стрессы, радиацию и прочее. У 30 % детей с РДА диагностируется эпилепсия, поэтому ученые склонны утверждать, что заболевание спровоцировано перинатальной энцефалопатией, которая развивается в результате гипоксии плода, токсикоза беременности, родовых травм.

    Альтернативные теории говорят о том, что болезнь формируется из-за развития грибковых инфекций, нарушений иммунной, гормональной системы детей, расстройств обменных процессов в организме, а также в результате поздних родов женщины.

    Теория Юрия Бурлана

    Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана РДА — это патология, которая наблюдается у детей, которые получили психическую травму в развитии звукового вектора психики человека.

    Звуковой вектор задает человеку определенные особенности и качества психики посредством влияния на органы слуха внешних факторов. Обладателями такого вектора выступают интроверты, которые сосредоточены на своих внутренних состояниях и мыслях. При стрессовых воздействиях на органы слуха таких детей, например, это может быть громкая музыка, крики, разговоры на повышенных тонах или громкие оскорбления, может начать развиваться аутизм. При этом негативное воздействие может быть направлено не на самого ребенка, а происходить в его присутствии. В результате всего этого человек начинает болезненно воспринимать громкие звуки. Старается закрыть уши и отгородиться от источника стресса. Так начинает развиваться ранний аутизм.

    Ю. Бурлан утверждает, что звуковой вектор выступает главным в психике человека, при возникновении травмы развивается расстройство всех остальных векторов. Так, особенности детей с РДА проявляются в стереотипах моторики, геперактивности, развитии нервных тиков, страхе перед всем новым и прочих моментах.

    Разновидности патологии

    В медицине существует много видов данной болезни, наиболее известными разновидностями заболевания являются:

  • Полная замкнутость в себе, отрешенность от внешнего мира. В данном случае попытки взамодействия с ребенком приводят к возникновению у него дискомфорта. Даже родители не могут добиться какой-нибудь эмоциональной реакции. Нередко аутисты игнорируют чувство голода, избегают телесных контактов.
  • Отвержение внешнего мира обуславливается тщательной избирательностью в контактировании с окружающей средой. В данном случае ребенок общается только с близкими людьми. Также избирательность прослеживается в питании, одежде, при попытках изменить привычный образ жизни происходит аффективная реакция, выражающаяся в агрессии. Эта группа детей более адаптирована для жизни, чем в первом случае.
  • Замещение окружающего мира, погружение в собственные интересы. В попытке укрыться от внешнего мира дети погружаются в свои интересы, которые не носят познавательный характер. Развитие детей с РДА происходит таким образом, что они годами могут говорить на одну и ту же тематику, рисовать одни и те же сюжеты. Обычно интересы детей носят агрессивный и устрашающий характер.
  • Сильная трудность в контакте с внешним миром. Данная патология выступает самым легким вариантом заболевания. Такие дети сильно ранимы и уязвимы.
  • При правильно организованном коррекционном процессе возможна адаптация детей к внешней среде.

    Симптоматика заболевания

    Основными признаками аутизма являются избегание детьми контактов с людьми, стереотип поведения, расстройство речи. Эти признаки наблюдаются во всех случаях заболевания, но могут иметь разные степени выраженности. Таким симптомы начинают проявляться в раннем детстве. Ребенок обычно не откликается на свое имя, не улыбается, редко приближается к другим детям, не проявляет эмоций. В некоторых случаях аутист отказывается носить одежду определенного цвета, а также использовать его в рисовании, лепке и так далее. Также такие дети имеют стереотип поведения, который проявляется в однообразии движений, действий, порядка их выполнения. Они осваивают навыки самообслуживания и самостоятельной речи с запозданием.

    Аутисты отказываются от обучения и совместной с иными людьми деятельности, проявляя агрессию, погружение в собственный мир. В данном случае у детей страдает интеллектуальная сфера, в 85 % случаев диагностируется расстройство пищеварения, проявляющиеся в диспепсическом синдроме и кишечных коликах.

    Дети-аутисты могут иметь талант в какой-то узкой области, они более усидчивы и внимательны по сравнению с обычными детьми.

    Диагностические мероприятия

    Обычно диагностика РДА проводится на основании наблюдения за ребенком комиссией, куда входят врачи различных специальностей. Диагностическими критериями при этом выступают:

  • Расстройство социального взаимодействия.
  • Расстройство коммуникации.
  • Стереотипы поведения.
  • Также медики могут применять разные опросники, тесты, измерение уровня развития и интеллекта ребенка. При наличии неврологических расстройств, судорожных синдромов возможно проведение уточняющего обследования при помощи МРТ, ЭЭГ, КТ головного мозга, нередко прибегают к консультированию генетика и гастроэнтеролога.

    Дифференциальная диагностика

    Диагностика заболевания очень важна, но необходимо дифференцировать аутизм с такими патологиями:

  • Умственная отсталость, при которой наблюдается тотальное снижение интеллекта. В данном случае дети стремятся устанавливать эмоциональные связи с окружающим миром в отличие от детей-аутистов.
  • Дезинтегративные умственные расстройства, в частности синдром Геллера и болезнь Ретта, которые развиваются в возрасте трех лет. Ребенок при данных патологиях становится раздражительным, непослушным, теряет двигательную и коммуникативную способность, у него снижается интеллект.
  • Шизофрения, сопровождающаяся бредом и галлюцинациями.
  • Расстройство в результате депривации.
  • Лечение заболевания

    Вылечить данное заболевание сегодня не представляется возможным. Врачи применяют симптоматическое медикаментозное лечение в случае необходимости. Пациенту могут быть назначены противосудорожные препараты, антипсихотики или психостимуляторы. Нередко проводится электроакупунктура. Главная роль в терапии аутизма отводится психологам. Ими проводится корректирующая работа с детьми с РДА, в основе которой лежит игротерапия, арттерапия, музыкотерапия и логоритмика. Также возможно проведение лечения с привлечением животных, например дельфинов. Психологи и педагоги ориентируются в процессе обучения данных детей на их сильные стороны, учитывают их интересы и способности к наукам, языкам.

    Прогноз

    РДА — это болезнь, прогноз которой зависит от времени ее выявления, методов коррекции, индивидуальных особенностей ребенка. При диагностировании патологии после пяти лет ребенок в 80 % случаях становится инвалидом. Но дети могут постепенно развиваться, приобретать прочные связи с родителями и близкими родственниками. В дошкольный период у многих аутистов улучшается социальная адаптация, восприятие речи, установление контактов. У некоторых людей социальная адаптация происходит в подростковый период. Но у 40 % пациентов именно в период полового развития происходит нарастание симптомов заболевания, ухудшение состояния, что сопровождается замкнутостью, самоагрессией или гиперактивностью. К взрослому возрасту у таких людей обычно формируются модели поведения и взаимодействия с окружающим миром. Чем раньше начато лечение патологии, тем лучше будет ее прогноз.

    Профилактика

    Так как в медицине не установлены точные причины развития аутизма, профилактика сводится к правилам, которые должна соблюдать женщина, которая готовится стать матерью. В данном случае необходимо должным образом подходить к вопросу планирования беременности, исключить влияние негативных факторов, соблюдать здоровый образ жизни и правильно питаться, своевременно лечить инфекционные заболевания.

    Итоги

    Детский аутизм сегодня встречается довольно часто во всем мире, что предполагает возникновение необходимости в более детальном изучении проблемы, а также методов ее устранения. При отсутствии должного внимания со стороны педагогов, психологов и родителей аутистов, дети в 70 % случаев становятся инвалидами, которые будут требовать постоянного ухода. Поэтому важно уделять таким детям максимум внимания, проводить лечебно-корректирующие мероприятия для их адаптации к жизни в социуме.

    Источник

    Оцените статью
    Агрегатор Новостей