В православном богослужении антифоны — это песнопения. Антифоны в католическом богослужении

Антифон — это альтернативное пение. Псалом или гимн исполняется поочередно двумя хорами. Такая манера воспевания была введена на Западе около 500 г. н. э., вытеснив ответную форму. Антифоны — это также короткие стихи, исполняемые до и после псалма или песни. Они определяют музыкальный образ и дают ключ к литургическому значению. Могут быть из псалма, тайны или праздника. Антифон в православном богослужении — песнопение.

Описание

Антифон — это понятие греческого происхождения, означающее «звучащий против», «откликающийся звук», «противоположное пение». В настоящее время он состоит из одного или нескольких стихов псалма, к которому поется. Стих, который служит текстом, содержит основную мысль и указывает ту точку зрения, с которой он должен быть понят.

Ранняя церковь

Изначально пение антифонов применялось к Вступлению, Подношению и Причастию Мессы. Это происходило в то время, когда прославленный готовился к святой жертве. Считается, что создателем антифонов стал папа Селестин I. Он предопределил, что псалмы Давида будут петься перед мессой. Стих, служащий антифонным текстом, стал повторяться на отдельной мелодии после каждого стиха псалма.

Композиция

Мелодии, на которые поются тексты, обычно носят простой характер. Некоторые из них полностью слоговые. Мелодическое значение антифонов — это подготовка ума к следующей мелодии псалма, образование некоей прелюдии. Установлено, что существует всего 47 типичных мелодий. Каждая из них служит для нескольких различных текстов.

Иногда одна или другая из 47 типичных антифонных мелодий предшествует мелодии псалма в соответствии с праздником или временем года. Самыми красивыми мелодиями считаются «Алма Редемпторис», «Сальве Регина» и «Регина Коэли». Все они являются частью службы в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.

Православие

Во времена Иоанна Златоуста в таких городах, как Константинополь, все православные церкви составляли единое целое. Божественная литургия совершалась в главной церкви по воскресеньям. Все жители города посещали эту службу. Также происходило посещение более мелких церквей.

Например, в праздничный день святого Иоанна Крестителя люди собирались в шествие, чтобы идти к церкви Святого Иоанна для совершения православных песнопений. Во время шествия они пели гимны. Кантор повторял один-два стиха псалма, а люди пели рефрен. Это повторялось несколько раз. Людям настолько понравились такие песнопения, что в итоге появились антифоны на литургии.

Между антифонами хвалы священник возносит молитвы. Первоначально, когда народ крестным ходом пел антифоны по дороге в церковь, диакон вводил каждую молитву словами: «Помолимся Господу». После этого священник произносил молитву, а люди отвечали: «Аминь».

Со временем священники стали молиться молча. Диакон расширил свое приглашение к молитве, включив в него и другие прошения. Так родилась малая ектения с Диаконом, воспевающим молитвенное воззвание: «С миром помолимся Господу!». Затем: «Помоги нам, спаси нас и помилуй нас, Боже, благодатью твоей». И в конце: «Память о нашей Пресвятой, чистой, благословенной и славной Богородице и Пресвятой Деве Марии!». После этого священник произносил заключительное ликование своей молитвы, чтобы люди могли ответить: «Аминь».

Три антифона православия

Молитвы, возносимые после первого и второго антифонов, — это воззвание к Богу от его детей с просьбой сохранить и принять их по мере приближения к нему.

Во время третьего антифона священнослужители и сопровождающие их прихожане совершают крестный ход с Евангелием. В дни Святого Иоанна Златоуста духовенство входило в церковь с Евангелием и шло прямо к алтарю для начала служения. Сейчас, когда Евангелие хранится на Алтаре, его ношение в процессии имеет более глубокий смысл. Оно показывает, что Христос среди людей, и верующие почитают Евангелие как Иисуса.

Православные поют все антифоны и гимны Божественной литургии не в память о том, кто умер и расстался с ними, а как выражение радости от того, что Христос жив и находится среди людей. Крестный ход Евангелия показывает, что такое единое и мощное православное песнопение.

Развитие

В восьмом веке антифоны состояли из:

  • 92 Псалом с рефреном «Через молитвы Богородицы, Спаси, Спаси нас!»;
  • 93 Псалом с рефреном «Спаси нас, Сыне Божий… Аллилуйя!»;
  • 95 Псалом с гимном «Единородный сын», написанным императором Юстинианом в 6-м веке.

В 12-м веке некоторые монахи в Константинополе начали новаторский обычай заменять Псалмы 103, 146 и Блаженства на нормальные антифоны в воскресной литургии.

Сегодня некоторые церкви следуют этому обычаю. Но в основном используется пение Псалмов 92, 93 и 95 в качестве основных антифонов. Какие бы гимны не использовались, эти три песни начинают все богослужения.

Типы антифонов православия

  • Изобразительные — заканчивают ектению и начинают литургию.
  • Вседневные — заменяют изобразительные псалмы, если не указано иных богослужений, второе название — будничные антифоны.
  • Праздничные — используются для двунадесятых праздников.
  • «Псалтири» — состоят из стихословий Псалтири.
  • Степенные — поются утром воскресного дня, состоят из восьми песен.
  • Католичество

    В католичестве антифоны используются в мессе, во время вечерни и во все канонические часы. Они имеют свое предписанное место почти в каждой литургической функции. Суть антифонных псалмодий состоит в чередовании между солистами и хором. при исполнении.

    В четвертом веке альтернативное пение, которое до того времени использовалось только на светских собраниях, нашло свое место для собраний на богослужение. Это не означает, что антифонное пение было новинкой. Оно успешно использовалось в Синагоге. Настоящая новинка состояла во включении более богато украшенной мелодии. Солист скандировал текст псалма, а через определенные промежутки люди подхватывали пение рефреном.

    От рефрена до антифона

    В католической Апостольской конституции указан обычай, который использовался во время Евсевия. Антифон стал не вставным припевом, а очень коротким концом. Иногда просто слогом, который весь народ скандировал, заглушая голос солиста. Рефрен, своего рода восклицание, чуждое контексту и повторяющееся через определенные промежутки времени, состоял из одного или нескольких слов. Иногда это был целый стих или тропариум. Этот антифонный метод также использовался евреями. Его легко можно узнать в случае некоторых псалмов. Именно этот метод Церковь приняла за свой собственный. Святой Афанасий, говоря о месте Аллилуйя в Псалмах, называет его «рефреном» или «ответом». Он употребляется чаще всего.

    «Канон Антифонов»

    Это собрание антифонов было опубликовано кардиналом Питрой. Канон включает в себя несколько очень коротких формул, среди которых часто повторяется Аллилуйа. Остальные, как правило взяты из первого стиха соответствующих псалмов. Самый длинный рефрен не превышал фразы из пятнадцати слов. Это было вызвано желанием разрешить людям участвовать в литургии, избавив их при этом от необходимости заучивать наизусть целые псалмы.

    Тот же обычай преобладал в Константинополе в 536 году для Трисвятого пения. Также следует упомянуть гимн святого Мефодия в его «Пиршестве десяти девственниц», сочиненный до 311 года. За каждой алфавитной строкой, которую поет подружка невесты, следует единый рефрен, исполняемый хором девственниц.

    Семь католических антифонов

    17 декабря у католиков начинаются ежедневные обращения ко Христу с семью мессианскими титулами, основанными на ветхозаветных пророчествах. Церковь вспоминает все многообразие человеческих бед перед пришествием Искупителя. В эти дни поются рождественские антифоны:

  • «О, мудрость Бога нашего Всевышнего, направляя творение силой и любовью, приди учить нас пути познания!». Верующие совершают обратный полет в глубины вечности, чтобы обратиться к мудрости, Слову Божьему.
  • «О, лидер дома Израилева, дарующий закон Моисею на Синае: пришел, чтобы спасти нас своей мощью!». Люди переходят из вечности во времена Моисея.
  • «О, корень стебля Джесси, знак Божьей любви ко всему своему народу: пришел, чтобы спасти нас без промедления!». Люди подошли к тому времени, когда Бог готовил линию Давида.
  • «О, ключ Давида, открытие врат вечного Царства Божьего: приди и освободи узников тьмы!». Люди приблизились к 1000 году.
  • «О, Лучистый Рассвет, сияние вечного света, солнце справедливости: приди и сияй для тех, кто живет во тьме и в тени смерти!». Линия Давида поднята так, что народы могут смотреть на восходящую звезду на востоке.
  • «О, Царь всех народов и краеугольный камень Церкви: приди и спаси человека, которого ты создал из праха!». Это подводит людей к вечеру всенощного бдения.
  • «О, Эммануил, наш Царь и законодатель: приди спасти нас, Господь Бог наш!». Люди приветствуют Христа последним великим именем.
  • Полифонические антифоны

    Появились в Англии в 14-м веке в виде наборов текстов в честь Девы Марии. Их пели отдельно от мессы и офиса. Чаще всего после Комплайна. В конце 15-м века английские композиторы создали девять партий с увеличенным диапазоном вокала. Самая большая коллекция таких антифонов в католическом богослужении — это хор Этона в конце 15-м века. Такие песнопения до сих пор распространены в англиканской музыкальной традиции.

    Антифоны большого Адвента

    Используются в ежевечерней молитве последних дней Адвента. Каждый антифон — это имя Христа. В римско-католической традиции они поются или читаются в вечерне с 17 по 23 декабря. В англиканской церкви они используются в качестве прелюдий к Магнификату во время вечерней молитвы. Кроме того, их поют в лютеранских церквях.

    Полихоральная антифония

    Две и более группы певцов поют поочередно. Такая манера исполнения антифонов началась в эпоху Возрождения и раннего барокко. Примером являются произведения Джованни Габриэли. Эту музыку часто называют венецианским стилем. Она распространилась по всей Европе после 1600 года.

    Гимны Марии

    Марианские антифоны — это христианские песни, посвященные Деве Марии. Они используются в богослужениях римско-католической, восточно-православной, англиканской и лютеранской церквях. Чаще всего их можно услышать в месячных молитвах мая. Некоторые их них также были приняты как рождественские антифоны. Несмотря на то, что существует ряд древних марианских гимнов, этот термин чаще всего используется для обозначения четырех гимнов:

    • Альма Редемпторис Матер (Адвент до 2 февраля).
    • Аве Регина Келорум (Представление Господа через Страстную пятницу).
    • Регина Коепи (Пасхальный сезон).
    • Сальве Регина (от первого воскресного вечера Троицы до Адвента).

    Источник

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Агрегатор Новостей